Фрагменты из pdf-публикаций М.М. Девятова по технологии живописи. Источник: группа Вконтакте — Михаил Девятов, художник, технолог, профессор


М.М. Девятов

Адгезия

Адгезия (прилипание, склеивание, сплавление) — это разные типы систем связи между слоями краски, пленками, или между подложками или грунтом.

Если затрагивать вопрос адгезии с точки зрения большой науки, то адгезия связана с электромагнитными полями, заряженностью молекул (молекулы имеющие одинаковый заряд отталкиваются, а при разноименном заряде притягиваются), с системами диффузии и имеет миграционный характер (прижатые друг к другу хорошо отполированные поверхности могут молекулярно проникать друг в друга).

Можно выделить 4 типа адгезии, прямо связанных с процессом формирования всей структуры живописных произведений:

1. Проникающая адгезия.

2. Сплавляющая адгезия.

3. Полярная адгезия (или отсутствие прочной, долговременной связи).

4. Склеивающая адгезия или межслойная обработка.

 

1. Проникающая адгезия.

Проникающая система связи.

Связующее из системы краски проникает в рыхлую структуру нижележащего слоя (как корни дерева в почву) и закрепляется в ней.

Качество адгезии зависит от химической структуры нижнего слоя по его впитываемости.

Например, в систему грунта «клей — цинковые белила» масло проникает, но активно не связывается, потому как цинковые белила масло отталкивают. Мел или гипс, как структура впитывающего грунта, поглощают масло активно. В такой рыхлой структуре часть масла из краски проникает в нее и прочно связывается, закрепляется в ней. Если на сухую гипсовую или на не грунтованную картонную пластину нанести масляную краску, то краска будет на ней отлично держаться, так как масло проникло в эту пластину и оторвать краску будет трудно.

Ввиду того, что мы говорим о впитывающей поверхности, для нас это понятие связано с грунтом.

Различают грунты впитывающие (абсорбирующие или тянущие), которые ассоциируются с понятием «впитывающих клеевых» грунтов, не по составу, а по структуре. Они известны как меловые, гипсовые, полу-гипсовые, вошедшие в историю живописи с XIX века как впитывающие и гарантирующие высокую степень адгезии.

Однако, само по себе впитывание и даже проникновение связующего из красок на оборотную сторону холста еще не является гарантией хорошей адгезии. Этот парадокс можно объяснить тем, что структура некоторых грунтов в силу их состава такова, что пропускает масло на оборот холста через микротрещины, и масло не связывается с массой грунта, в результате чего не происходит адгезии. Как правило, подобные грунты не содержат мела и гипса – традиционных наполнителей, а единственным пигментом-наполнителем в них являются цинковые белила, которые сами по себе не  обеспечивают связь с масляным связующим.

 

2. Сплавляющая адгезия.

Сплавление — следующая система связи.

В клеевой живописи или в акварели, при нанесении нового слоя по сухому, вода нового слоя краски частично растворяет клей нижнего слоя как обратимую систему, и происходит сплавление слоев. (Связующим акварельных красок является гуммиарабик – водорастворимый клей. – Ред.)

Обратимость, то есть, повторная растворимость – главное условие в этой системе, обеспечивающее прекрасную адгезию. То же мы наблюдаем и в лаковой живописи, когда лак растворяется органическим растворителем вновь нанесенного лака и сплавляется с ним. (Ред. – скипидарный натуральный лак (даммарный, мастичный и бальзамные лаки) представляет собой 30% смолы, растворенной в 70% сипидара (пинена). Таким образом скипидар из нового слоя лака растворяет предыдущий, высохший слой. Синтетический акриловый лак этим свойством не обладает, то есть он практически необратим). Подобное же явление имеет место и в энкаустике (смоло-восковой живописи), исполняемой горячим способом. При температуре около 80 градусов С, верхний горячий слой частично расплавляет нижележащий, образуя с ним единую массу.

Обратимость — главное условие в системе сплавления и в таких случаях адгезия прекрасная. В масляной живописи прямого выхода на такую адгезию нет.

 

3. Полярная адгезия (или отсутствие прочной, долговременной связи).

Полярная система связи.

В этой системе, наносимый слой краски не проникает в нижележащий слой, не растворяет его, а зачастую и плохо смачивает его. Это имеет место при наложении нового слоя масляной краски на хорошо просохший предыдущий слой без его специальной обработки. Для убедительности можем взять старую картину или поверхность высохшей масляной краски и, окунув в масло кисть, попробуем смочить им поверхность сухого красочного слоя. Во всех случаях мы будем иметь скатывание масла, так как оно не будет даже смачивать поверхность, не говоря уже о проникновении и сплавлении. Когда мы кладем сырую масляную краску на сухую поверхность красочного слоя мы не видим этого момента не смачивания.

Так же и намазанный на стекло слой вязкой глины держится на нем до тех пор, пока он сырой и вязкий, но став сухим он отпадает от самого легкого удара. Что имеет место в данном случае?

Проникновение? Нет, так как вода не проникает в стекло. Прилипание? Опять же нет, так как клеящая сила глины очень слабая. Расплавление или сплавление тоже не имеет место. Причина тому — полярность за счет влажности сырой глины.

Нечто подобное имеет место в случае масляной живописи «по сухому» — слой на слой, только проявляется это значительно позже. То есть, это относится к масляному живописному слою, когда наносится свежая масляная краска без предварительной обработки поверхности. Сырая масляная краска липнет, как сырая глина к стеклу и создает впечатление, что адгезия имеет место. Кроме того, поверхность красочного слоя бывает не ровная, и тогда рыхлая свежая масляная краска лучше сцепляется с ней, как бы зацепляется на ней. Лучшее сцепление может произойти при нанесении сырой масляной краски на прожухший красочный слой, так как тогда будет иметь место частичное проникновение в него масла из краски.

Но не следует полагаться на случай. Если слой масляной краски хорошо просох, и нам необходимо иметь гарантированное сцепление с ним следующего слоя, то нужно исходить из худшего случая. Прочного сцепления не будет, если мы не проведем специальной обработки поверхности на предмет склеивания или надежного прилипания нового слоя к сухому старому. Клеящая сила самого масла, как и у глины, очень мала, но, однако заметить, что новый слой краски по сухому слою отваливается, или имеет место очень низкое сцепление, можно лишь через довольно длительное время, когда происходит полный процесс высыхания и красочный слой становится жестким. Небольшой изгиб, создающий напряжение между слоями, легко приводит к отделению краски даже при рыхлой поверхности или грубой фактуре. Ни сцепление, ни сплавление слоев в данном случае не имеют места.

4. Склеивающая адгезия или межслойная обработка.

Единственный метод, обеспечивающий надежную адгезию — это специальная межслойная обработка. Подобную систему обработки хорошо знали старые мастера. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, так как затрагивает ряд важнейших моментов как для сохранности, так и для решения эстетических задач живописи. (См. статью Межслойная обработка в многослойной масляной живописи. Продолжение данной статьи воспроизводится по ее черновому варианту, в окончательный вариант продолжение не входит. – Ред.).

Межслойная обработка состоит из следующих процедур:

а) Механическая обработка — она заключается в взрыхлении поверхности красочного слоя порошком пемзы с водой или другим растворителем (уайт-спиритом), что не всегда уместно на за- вершающих стадиях живописи. (Можно повредить слегка подсохший красочный слой. – Ред.)

б) Химическая обработка — она заключается в обезжиривании поверхности, которое проводится «реставрационной смывкой» — спиртом в чистом виде или в смеси со скипидаром. Причем чем больше спирта и меньше скипидара — тем действие смывки сильнее, а чем меньше спирта и больше скипидара — тем смывка работает мягче.

Применяются также ацетон, различные типы органических растворителей нитрокрасок, нашатырный спирт, действие которого очень сильное и краски могут побелеть от присутствия в нем воды. Эффективность смывки нашатырем очень большая и действует на краску очень большой давности и применять его допустимо лишь очень осторожно.

в) Межслойный лак. Многие художники рекомендуют для протирки поверхности красочного слоя чеснок, лук, сырую картошку, но применение их может иметь место лишь в литературе. (Чеснок обладает резким и стойким запахом и натирать им возможно только небольшие участки. – Ред.).

Самый профессиональный метод — это предварительная обработка межслойным лаком, в основе которого уплотненное (сгущенное) масло, что наделяет межслойный лак склеивающей способностью. Наносится он на обезжиренную поверхность, что обеспечивает надежную адгезию, а также целый ряд полезных и удачных для живописи свойств.

С конца XIX века лаки для межслойной обработки называются ретушными и бывают английского, немецкого и французского, и советского патентованного производства. Например, ретушный лак Вибера выполняет массу функций и эту, в частности. Все они при жестком испытании недостаточно эффективны. (В своих лекциях М. М. Девятов называет лак Вибера единственным эффективным из всех выпускаемых промышленностью ретушных лаков. – Ред.).

Надежную адгезию могут обеспечить только те системы, в которых присутствует уплотненное масло или масляный лак (янтарный, ореховый). (Масло уплотняется (сгущается) с помощью воздействия температурыбез доступа воздуха – это полимеризованное масло, или с помощью окисления кислородом воздуха на солнце – это оксидированное масло. Масляные лаки на твердых смолах (янтарь, копал) приготавливаются с помощью растворения этих смол в масле при больших температурах. Для живописи в основном используется оксидированное на солнце масло (льняное, подсолнечное или ореховое). Масляные лаки на твердых смолах сильно темнеют, и поэтому в живописи используются меньше. – Ред.).

В масляной живописи (не зависимо от фирмы, производящей масляные краски) не может существовать адгезия при нанесении масляной краски на поверхность предыдущего высохшего слоя без специальной обработки межслойным лаком, который выполняет функцию химической обработки красочного слоя — смачивание и склеивание. (Наилучшее сцепление слоев обеспечивает использование всех видов межслойной обработки. – Ред.).

 

Вконтакте есть группа о творчестве художника и педагога Михаила Девятова, где в формате PDF собраны его статьи и конспекты лекций М.М. Девятова, с иллюстрациями и примечаниями редактора. Составитель и редактор данных сборников Н.А. Беленькая. https://vk.com/club145101993

Отдельные тексты я скопировал к себе на сайт в качестве шпаргалки и полезной инофрмации.

М.М. Девятов — Межслойная обработка многослойной масляной живописи.

М.М. Девятов — Адгезия красочных слоев.

М.М. Девятов — Свойства лессировки. Лаки для лессировки. 

М.М. Девятов — Покрывные или защитные лаки.

М.М. Девятов — Эфирные (летучие) масла