Применение разбавителей в масляной живописи (масло, лак, скипидар, уайтспирит, тройник)

Разбавители  — это любые жидкости в составе краски. Какие бывают разбавители в масляной живописи:

Масла растительные (льняное, ореховое, маковое и др.);

Скипидар (пинен) и уайтспирит;

Лаки (дамарный, пихтовый и др) ;

Тройник (смесь масла, скипидара и смолы).

Растворители или  разбавители или разжижители это суть то же самое — жидкости, которыми разбавляют краску.  На бутылках в товарах для художников написано разбавитель. В хозяйственных товарах те же жидкости могут называться словом растворитель. К разбавителям я отнёс и лаки, что формально неверно. Лаком не только разбавляют, но и покрывают …

Масла для живописи

Для живописи подойдёт любое растительное масло. В составе масляной краски есть небольшое количество масла, обычно льняное. По мере добавления масла краска становится мягче, удобней для написания тональных и цветовых градаций. Масло замедляет высыхание. При избытке масла поверхность картины после высыхания становится матовая, а не глянцевая, местами вжухлая. Масло, особенно избыток масла в краске, является причиной пожелтения картины с годами. Чем меньше в краске масла, тем меньше пожелтение. 

Льняное рафинированное масло — самое популярное у художников. Время подсыхания краски на льняном масле от одного дня до недели; разные пигменты по разному влияют на скорость высыхания. Более качественным считается отбеленное масло.  На современных бутылках с маслом от Н.П. написано «льняное масло, отбеленное», хотя на вид жёлтое.

Уплотненное льняное масло (stand oil) по сравнению с обычным маслом более густое и медленно сохнет. Густым маслом можно протирать вжухлые места в многослойной живописи. Краска на густом масле даёт блеск, фактурный мазок и эффектно смотрится в живописи мастихином. Густое масло необходимо для и лессировок и для межслойной обработки. Уплотненное масло от Winsor Newton густое и тягучее, как мёд. Уплотненное масло от Н.П. недостаточно густое.

Фрагмент лекции В.Е. Макухина —  Как сделать самому уплотнённое и осветлённое масло для живописи

Обычное подсолнечное рафинированное масло похоже по свойствам на льняное. Главное преимущество — цена. Подсолнечное вполне пригодно для учебных работ. А также в подсолнечное масло можно окунать кисти и оставлять кисти в масле до следующего сеанса, чтоб каждый раз не мыть их.

Когда-то я проводил эксперимент на пожелтение масел. Через три года пожелтели все. Медленно-сохнущие масла желтеют меньше, но всё равно желтеют. Подсолнечное рафинированное масло пожелтело примерно так же как и льняное от Невской палитры. 

Медленносохнущие масла (ореховое, сафлоровое, маковое ) — эти сохнут в два раза дольше, чем льняное и меньше желтеют при высыхании. В толстом слое и в  нижних слоях замесы краски на м/c  масле могут вообще не высохнуть. Поэтому, медленносохнущие лучше задействовать в тонком слое и в финишном слое.

Скипидар (пинен) и уайтспирит

Уайтспирит и скипидар похожи по свойствам. Они разжижают краску, ускоряют высыхание. Сохнут быстро, по мере высыхания улетучиваются, образуя сильный запах. При избытке уайтспирита/скипидара поверхность картины становится матовая и после высыхания темнеет, толстый слой краски менее прочно держится на поверхности.

Скипидар — жидкость, делают из смолы хвойных деревьев.  На скипидаре обычно пишут подмалëвок. Скипидар для живописи называется пинен, — запах чем-то похож на хвойный, но слишком ядрёный. Скипидары (пинены) портятся за несколько месяцев. Краска на испорченном скипидаре может никогда не высохнуть до конца, а после покрытия лаком появятся кракелюры. Свежесть скипидара легко проверить:

Фрагмент лекции В.Е. Макухина —  Способы проверки свежести скипидара (пинена) и скипидарных лаков. Как окислившийся скипидар портит картину. 

Уайтспирит делают из нефти; что-то наподобие керосина или бензина. Уайтспирит не портится и дешевле скипидара. На уайтспирите картины обычно не пишут — плохо смешивается с дамарой.  Уайтспирит понадобятся для быстрого отмывания кистей в процессе работы (после работы кисти моют с мылом, без разбавителя).

Лаки для живописи

В результате выпаривания смолы хвойного дерева получаются скипидар и канифоль. А при смешивании скипидара со смолой получается лак. Например: кедровый лак, пихотвый лак, дамарный лак и др. Из которых самый популярный — дамарный. Можно сказать, что лаки для живописи это жидко-разведенные смолы хвойных деревьев. Есть ещё лаки на канифоли (канифоль — засохшая смола)

Лаки на скипидаре быстро портятся, в т.ч. пихтовый и  дамарный лак. — Чем чреват просроченный скипидар и как этого избежать см. выше в описании скипидаров. Если лак мутный, значит уже совсем плохой. Если лак на вид прозрачный  — не факт что первой свежести. Как проверить: свежий дамарный лак должен полностью высохнуть за сутки.

Лак дамарный — смесь скипидара со смолой дамары (дерево такое).  Дамарный лак можно подмешивать в краску для вязкости и ускорения высыхания. Лак придаёт блеск, предотвращает вжухание. Дамарный лак можно использовать в межслойной обработке. Дамарный лак с годами желтеет, во всяком случае, желтеет меньше, чем масло. Дамарный лак  подойдёт для финишного покрытия картины. Дамарный лак растворяется разбавителем после высыхания;  в определённой ситуации это плюс для реставрации и плюс для переписывания картины. 

Лак ретушный от Невской палитры — это  жидкоразведенный дамарный лак с добавлением пластификатора (см. состав на этикетке), предназначен для межслойной обработки, а именно для сцепления нового слоя краски поверх засохшего нижнего слоя. Есть мнение, что в межслойной обработке от ретушного лака от ЗХК НП больше вреда, чем пользы. Для межслойной обработки художники делают так называемый масляный лак:

М. М. Девятов — Рецепт приготовления межслойного лака

У импортных ретушных лаков другое примерение. Например, у голландской фирмы Old Holland есть два типа ретушных лаков, оба называются retouching varnish. Из которых первый (желтоватый на фото) это жидко разведенный дамарный лак, предназначен для временной защиты готовой картины. Этим лаком готовую картину покрывают через месяц после затведения краски.  И примерно через год поверхность картины кроют лаком из кетоновой смолы, который предназначен для финишного покрытия картины.

Лакрил акрил-фисташковый от Невской палитры — предназначен для финишной лакировки картины. Этот лак не желтеет, но по некоторым сведениям он с годами немного мутнеет.  Этот лак не растворяется после высыхания  — с годами обновить лак будет невозможно. Если в верхнем слое краски присутствует дамара, то лучше покрывать акрилфисташковым, имея ввиду, что после а/ф лака картина реставрации не подлежит.  Если картина  в верхнем слое написана на масле и без лака, то лучше покрывать дамарным.

Cтатьи М.М.Девятова О лаках для живописи, покрывные лаки, лаки для лессировки

 

Тройник

troynikСмесь из трёх компонентов (масло/ смола дамары / скипидар) на профессиональном жаргоне называется «тройник». Большая часть всей масляной живописи написана на тройнике. В товарах для художников тройник продается в готовом виде. Пропорция магазинного тройника примерно такая:  скипидар 60% , масло 30%, лак 10%. В списке компонентов магазинного тройника содержится ещё четвёртый элемент: спирт изопропиловый (см. этикетку).

К магазинному тройнику можно  подмешивать  нужный разбавитель для определённой задачи. Ещё лучше самому  готовить смесь из масла, дамарного лака и скипидара; для разных задач могут быть самые разные пропорции. Нужно иметь ввиду, что в краске изначально содержится масло, а лак для живописи это не что иное, как смесь скипидара со смолой. Добавляя в краску лак мы уже имеем в краске «тройник», только в другой пропорции.

скипидар + смола = лак

масло + скипидар + смола = тройник

масло  + лак = тройник (только в другой пропорции)

Есть причина, почему тройник лучше делать самому: скипидар быстро портится. Из-за присутствия в тройнике скипидара портится и лак и весь тройник. Свежесть лака и скипидара легко проверить (см. выше). Свежесть тройника проверить труднее. Добавляя в масло свежий скипидар и свежий лак вы будете уветены в качестве своего тройника. 

В DIY тройник нужно добавить ещё четвёрный элемент — Alcohol (спирт), но только в минимальном количестве, избыток спирта может повредить нижний слой краски, ведь спирт растворяет любую засохшую краску. Спирт разжижает раствор, улучшает растворение лака с маслом. При нанесении на поверхность спирт быстро улетучивается.

 * * *

Текст написан частично из личного опыта. По большей части информация собрана мною из литературы, из общения с коллегами по цеху и из  видеообзоров от современных художников. 

* * *

Заметки по теории и технике живописи и рисунка

Summary
Применение лаков, масел и других разбавителей в масляной живописи
Article Name
Применение лаков, масел и других разбавителей в масляной живописи
Description
Статья для художников любителей. Перечислены основные виды разбавителей и краткое описание их применения в живописи: Масло растительное (льяное, ореховое, маковое и др.); Уайтспирит, скипидар, пинен; Лак (дамарный, пихтовый, ретушный и др) ; Тройник (смесь из разных разбавителей).
Author