Фрагменты из pdf-публикаций  М.М. Девятова о технологии живописи. Источник: группа Вконтакте — Михаил Девятов, художник, технолог, профессор


М.М. Девятов

Эфирные (летучие) масла

Эфирные (летучие) масла. (Ред. – то есть органические растворители).
Эфирные масла – разбавители, разжижители жирных высыхающих масел, а также смол.
(Ред. – Эфирные масла высыхают за счет полного испарения. Добавленные в масло или в масляную краску они делают высыхание масляной пленки более быстрым, более равномерным по глубине, испаряясь вверх, они уводят масло вниз, за счет чего происходит некоторое поматовение (прожухание) красок, а следовательно, снижается и пожелтение красок. Старые мастера поэтому использовали эфирные масла при живописи холодных и голубых тонов, особенно чувствительных к пожелтению).

Виды эфирных масел:
• Нефтяного происхождения (уайт-спирит). (Ред. – не портятся).
• Растительного происхождения (скипидар, пинен). (Ред. – быстро портятся).
• Полуэфирные (полулетучие) ароматические масла. (Ред. – портятся).
Нефтяного происхождения эфирные масла (петроль, лаковый керосин, бензин, уайт-спирит).
Они все бесцветны, не содержат масляной фракции, все должны хорошо улетучиваться. (Ред. – краски, разбавленные уайт-спиритом, высыхают несколько медленнее чем со скипидаром (пиненом), так как скипидар способствует более быстрому высыханию масла). Нефтяные минеральные эфирные масла не растворяют натуральные смолы. (Ред. – В редких случаях особые сорта минерального эфирного масла могут растворить некоторые сорта натуральных смол, как например в лаке Вибера, но секрет этот неизвестен).
Минеральные эфирные масла разжижают жирное высыхающее масло.
Они абсолютно инертны, и высыхают (испаряются) полностью, не оставляя пятен.
Эфирные минеральные масла были очень популярны у таких художников как Остроухов, который свою картину «Сиверко» писал на петроле.

Терпентиновые масла – эфирные масла растительного происхождения, общее название которых – скипидар. (Ред. – Скипидары, используемые для живописи получают из бальзамов деревьев различных хвойных пород).
Это химически активное вещество. Представляет собой бесцветную жидкость. При высыхании свежий скипидар не должен оставлять ореола на поверхности. (Ред. – Ореол на белой бумаге или стекле говорит о том, что скипидар осмолился и его необходимо выбросить, иначе, если такой скипидар попадет в краски, то они потеряют способность высыхать и со временем просто стекут). Вступая в реакцию с кислородом скипидар осмоляется, поэтому в процессе хранения он должен быть закрыт герметически. (Ред. – он должен быть залит «под крышку», то есть, чтобы в бутылке не было воздуха).

Терпентиновые масла (скипидар) – это самые естественные и родные растворители бальзамов и смол, (кроме твердых смол – копала и янтаря). Хорошо разжижают масла. (Ред. – Ускоряют высыхание масла, так как «при испарении скипидар окисляется и выделяющийся при этом озон способствует высыханию жирных масел» М. Дёрнер «Художественные материалы»).
«Сухой скипидар» — это обезвоженный скипидар. Вода, содержащаяся в скипидаре, может привести к побелению (посинению) лака.
Пинен – это очищенный скипидар.

Полуэфирные (полулетучие) ароматические масла растительного происхождения, их получают из лиственничных растений.
Это лавандовое, спиковое, розмариновое, розовое масла.
Они способны взаимодействовать с воздухом, могут быть перегнаны и очищены, но применяются и неочищенные.
Они очень медленно высыхают (испаряются). Сохраняют ароматические свойства очень долго. (Ред. – За счет долгого испарения долго держится их аромат).
Это идеальные растворители, растворяют все смолы, включая и твердые и могут удерживать их в растворе.
Идеально действуют на высыхание краски, препятствуют выходу масла на поверхность, за счет чего получается полуматовая поверхность живописи.

Ред. – У жирного масла есть свойство со временем всплывать в верх. Это же происходит в краске – масло поднимается в верхнюю часть красочного слоя. Некоторые художники после высыхания красочного слоя даже слегка соскабливали верхнюю его часть, так как внутри слоя краска имела более свежий тон. Ароматические масла за счет своего долгого испарения не дают маслу всплыть вверх в течении долгого времени, поэтому они лучше других эфирных масел защищают от пожелтения.
Однако использовать ароматические эфирные масла рекомендуется только в однослойной живописи а ля прима, то есть за один раз. Так как на плохо просохший слой нельзя наносить новый слой, потому как это приведет к разрывам и почернению, прожуханию живописи.

М Дёрнер не советует использовать ароматические масла и в верхних слоях многослойной живописи: «Они оказывают сильное растворяющее воздействие на нижние красочные слои, что вредит и верхним слоям, вызывая их сильное потемнение и почернение» М. Дёрнер «Художественные материалы».
В живописи, как добавка в краски на палитре, традиционно используются лавандовое масло (получаемое из цветов растения) и более дешевое – спиковое масло (получаемое из всего растения) а также гвоздичное масло. Гвоздичное масло испаряется дольше всех, поэтому дольше других позволяет писать, сохраняя красочный слой в пластичном состоянии.

Во многих старинных рецептах в состав масляного и лакового связующего входят эти эфирные масла. (Ред. – Эфирные ароматические масла использовали как растворители смол. Но для покрывных лаков они не подходят, так как долго сохнут, а покрывной лак должен высыхать быстро, чтобы на него не успевала налипнуть пыль).

 

Вконтакте есть группа о творчестве художника и педагога Михаила Девятова, где в формате PDF собраны его статьи и конспекты лекций М.М. Девятова, с иллюстрациями и примечаниями редактора. Составитель и редактор данных сборников Н.А. Беленькая. https://vk.com/club145101993

Отдельные тексты я скопировал к себе на сайт в качестве шпаргалки и полезной инофрмации.

М.М. Девятов — Межслойная обработка многослойной масляной живописи.

М.М. Девятов — Адгезия красочных слоев.

М.М. Девятов — Свойства лессировки. Лаки для лессировки. 

М.М. Девятов — Покрывные или защитные лаки.

М.М. Девятов — Эфирные (летучие) масла