Как выбрать холст для долговечной живописи

В вопросах сохранности картин наиболее компетентны художники-реставраторы. Я нахожу интересным блог реставратора Михаила Леонидова (ссылка в конце) и выписал из его статей полезные сведения о том какие и почему бывают

Худшие холсты для долговечной живописи;

Лучшие холсты для долговечной живописи.

Почему лучше покупать холсты в рулоне

Вероятно, реставраторы  преувеличивают масштаб проблемы. Тем не менее, проблема качества холстов имеет место быть. На сохранность картин влияют много факторов. В данной статье речь только о холстах, точнее сказать о тканях. Холст — загрунтованная под живопись ткань.

Российские льняные холсты.

Как утверждает реставратор М.Леонидов:
Все картины, написанные на российских холстах недолговечны. В СССР и в современной России не было и нету ткацких станков для производства качественного льняного полотна и нет традиции выращивания длинноволокнистого льна для изготовления полотен высокого качества. Для производства холстов используют отходы производства льна. Такой холст называется лён коротковолокнистый или льняной очёс. Отличительные признаки: низкая плотность нитей, узелки, местами сильные уплотнения нити.

Независимо от качества грунтовки холста, низкая плотность нитей снижает прочность ткани. По правилам грунтовки в холсте не должно оставаться дыр, поэтому, при низкой плотности ткани приходится замазывать дыры дополнительным слоем грунта. Избыточный слой грунта поверх редкой и неоднородной ткани неизбежно понижает пластичность холста, образуются провалы грунта и кракелюры. Большинство картин на таких холстах требуют реставрации уже через 10 лет. 

Коротковолокнистые холсты пропитывают укрепляющим веществом (аппретом), которое с годами разрушает ткань. И этот самый аппрет, проникает сквозь проклейку в краску и искажает цвет красок. По той же причине (ткань аппретирована) нельзя писать на технических тканях типа брезента и бортовки.

Хлопковые холсты.

Как утверждает реставратор М.Леонидов:
О холстах из хлопка не может быть речи — они разрушаются ещё быстрее, чем льняные. Все холсты, которые продаются на картонках — это хлопок.

Смесовые холсты хлопок/лён

Как утверждает реставратор М.Леонидов:
При добавлении хлопка в льняную нить существенно ухудшается качество льняного полотна. Лён и хлопок по разному реагируют на влажность и на натяжение ткани. Смешанная ткань становится неоднородной, что может стать причиной неравномерного натяжения холста, как следствие — кракелюры  тп.

Китайские холсты.

Как утверждает реставратор М.Леонидов:
Все проблемы российских холстов относятся и к китайским холстам, которые активно продаются под российскими брендами. Китайские «льняные» холсты содержат ещё и хлопок в составе.

Длинноволокнистые холсты.

Как утверждает реставратор М.Леонидов:
Хороший холст — это длинноволокнистый холст. В изготовлении длинноволокнистого холста лидерами являются Бельгия и Италия. Среди европейских холстов есть разные бренды и разные уровни качества. Все европейские холсты длинноволокнистые и все на более высоком уровне по сравнению с коротковолокнистыми  холстами.

Внешне китайский холст может быть похож на европейский. Как распознать: с 2020 года в Европе не производят рулонный холст меньше 210 см. шириной. Если перед Вами холст в рулоне шириной менее 210 см., значит есть вопросы…

Почему холсты лучше покупать в рулоне, а не на подрамниках

Магазинные холсты на подрамниках — это продакшн для студентов и для любителей. Профессиональный длинноволокнистый холст изготавливается только в рулоне. Можно покупать грунтованный холст в рулоне, а также негрунтованный и после натяжки грунтовать самому.

Холст на подрамник лучше натягивать самому, это не сложно,  или же заказывать натяжку холста нужным людям. Натяжка холста на подрамник — ответственный технологический этап. Когда художник контролирует качество натяжки холста — это профессиональный подход.

Толщина профессионального (галерейного) подрамника должна быть как минимум 40мм, независимо от размера картины [однако, для миниатюр подрамник толщиной 40мм — это слишком]. Древесину для изготовления подрамников нужно сушить несколько лет. Обычная толщина магазинных подрамников ≈ 20мм, древесину обычно сушат в ускоренном режиме, вследствие чего магазинный подрамник с годами часто перекашивает, особенно большие размеры. 

 * * *

Подробней о сохранности холстов читайте в блоге реставратора Михаила Леонидова https://hudozhnik-restavrator.ru/rossijskie-holsty-ili-kak-ubit-svoju-zhivopis.html 

 * * *

В продолжение темы — познавательная статья о истории производства холстов для живописи, там же о «репинском» холсте. Статья называется
Длинноволокнистый холст: рождение легенды https://telegra.ph/Dlinnovoloknistyj-holst-rozhdenie-legendy-03-05

 * * *

Подборка статей известных художников о технике масляной живописи

 * * *

Богдан Бывалый
Заметки по теории и технике живописи и рисунка