О композиции в рисунке
В этой статье мы затронем на первый взгляд бесконечно сложную, но на самом деле понятную тему: композиция.
Композиция в рисунке – если по простому, то это когда всё что на картине нарисовано, всё соразмерно, всё на своём месте. Понятие композиции присутствует в музыке, в кинематографе (композиция кадра) и естественно в изобразительном искусстве. Композиция в рисунке/живописи по сути это то же самое, что и композиция в фотографии. Однако, фотографы и художники каждый по своему понимают суть композиции. Художники (особенно искусствоведы) порой рассуждают насколько высокопарно, наукообразно, что за трёхэтажными формулировками складывается впечатление что композиция в изобразительном искусстве есть нечто запредельно сложное. В то время, как фотографы больше имеют дело с цифрами, с техникой. Фотографы определяют вещи более математично, и возможно фотографы лучше художников умеют объяснить сложные вещи простыми словами.
А потому, самодеятельным художникам можно для начала поучиться основам композиции и у фотографов. Нужную информацию легко найти в интернете по ключевым фразам “композиция в фотографии” или “композиция в изобразительном искусстве”. Для более углублённого изучения теории композиции читаем книги такие как “Основы композиции” автор О.Л.Голубева 2001 год, “Композиция в живописи”, автор Н.Н. Волков, 1977 год и др. Эти книги можно скачать на сайте rutracker.org
В результате прочтения пары-тройки книг и дюжины статей о композиции вы легко будете ориентироваться в таких терминах как: ритм, акцент, вес в композиции, виды композиции (вертикальная, горизонтальная, диагональная, статическая, динамическая и т.п.). Кроме того Вы узнаете правила построения композиции такие как , теория золотого сечения , так называемое правило трёх линий и тп. Все эти правила весьма условные, но для начала полезно выучить что бы знать, пользоваться или сознательно нарушать, создавая свои правила.
Если изучать композицию по хорошему, то знать нужно не только теорию но и овладевать технологиями построения композиции, такие как копи-паст, копирование на просвет, кадрирующая рамка и ещё много чего. Для построения композиции современный художник пользуется не только карандашом и резинкой но и целым арсеналом технических средств: компьютер, принтер, графический планшет и тп.
Теория теорией, техника техникой, а понимание композиции приходит с практикой. Ведь не даром юные художники годами изучают этот предмет начиная с первого класса детской художественной школы. Ну а для самодеятельных художников вышеперечисленные учебные пособия в помощь. Дальше сами творим, выдумываем, пробуем.
* * *
Заметки по теории и технике живописи и рисунка