Какой лак-фиксатив лучше для пастельной живописи?
Рисунок пастелью крайне желательно закрепить (зафиксировать) на бумаге при помощи лака-аэрозоля, в противном случае пастель смажется при хранении, соприкасаясь с любой поверхностью. Для фиксации пастели более-менее подходит обычный лак для волос, самый дешёвый, вполне хорош лак из Фикспрайса, но стоит поэкспериментировать с разными лаками.
В ассортименте художественных товаров есть и специальные лаки-фиксативы для пастели.
Для пастельных портретов на заказ я использую, в зависимости от задачи, разные типы лаков, как художественные, так и лаки из парфюмерии. Для этого нужно знать физические свойства разных лаков и в нужной ситуации использовать по назначению.
Вашему вниманию результат теста фирменных лаков. На листе бумаги А3 я нарисовал горизонтальные полоски разных пастельных оттенков. Под трафарет распылил три вертикальных столбца. Распылял плотно, до полной фиксации. См. фото
Столбец 0.
Естественный цвет пастели без покрытия лаком. |
Столбец 1.
Лак Winsor Newton. – затемняет исходный цвет. |
Столбец 2.
Лак Ferrario – слишком сильно затемняет исходный цвет, – для пастели этот лак не годится (для фикасции карандаша и угля может и неплохо). |
Столбец 3.
Лак Sennelier. – по сравнению с другими аэрозолями он почти не меняет цвет, – у этого лака более мелкая дисперсия, но требуется несколько раз повторить лакировку, чтоб пастель не размазывалась. С толстым слоем пастели этот лак не справится. |
* * *
Как в результате лакировки не нарушить тёплохолодность гаммы и сохранить благородную бархатистую поверхность – это отдельная тема. В технике лакировки пастели много ньюансов …
* * *
Заметки по теории и технике живописи и рисунка
* * *
Для художников-любителей видео на моём канале ютуб