Фрагменты из pdf-публикаций М.М. Девятова о технологии живописи. Источник: группа Вконтакте — Михаил Девятов, художник, технолог, профессор


М.М. Девятов

Свойства лессировки. Требования к лессировке.
Состав лака для лессировки и его необходимые свойства.
Плотное масло для лессировки.
Необратимость лессировки.
Как минимизировать пожелтение лессировки.
Как избежать текучести лессировки, ее способности мигрировать.
Лессировки и лаки для них.

Свойства лессировки. Требования к лессировке.

[…] Любая краска может быть прозрачной, что же касается масляной живописи, то существует деление масляной краски на кроющие системы пигментов (непрозрачные), и на лессирующие, которые дают прозрачные и полупрозрачные структуры. Например, свинцовые или титановые белила (даже в небольшом слое) — это системы кроющих пигментов, а система краплак или волконскоит, парижская синяя — дадут достаточно прозрачную систему даже в кроющем (толстом) слое.

Вся красота и таинство масляной живописи построена на сочетании: одни кроющие краски дают фактуру почти скульптурного слоя, и в тоже время прозрачные пигменты, усиленные свойствами связующего (масла), дают смальтовидность, углубляют и окрашивают слой, дают богатейшую оптическую структуру.

Следовательно лессировка — это прием повсеместно используемый в масляной живописи, принцип всей масляной живописи, который присутствует в ней постоянно и бывает осознанный (как применяемый метод), или неосознанный. Например, первая прописка по не впитывающему грунту — вся лессировочная, так как грунт создает экран, по которому масляная краска принимает вид прозрачной глубины.

[…]

В силу своих задач лессировка имеет ряд специфических особенностей:

  1. Лессировка должна быть необратима, иначе последующие обработки или покрывные лаки могут размыть или частично смыть ее.
  2. Лессировка не должна стекать, мигрировать по поверхности или концентрироваться вокруг отдельных элементов фактуры. Поэтому в ней должны присутствовать пастообразующие элементы: воск или бальзамы, или аэросил.
  3. Основой связующего для лессировки должно быть значительно сгущенное масло.
  4. Лессировка неизбежно желтеет в силу присутствия в ней масла.
  5. Лессировку можно наносить в разжиженном состоянии мягкой кистью тонкими прописками или втирать ладонью, или пальцем, распределяя ее по поверхности красочного слоя. При этом она неравномерно заполняет поверхность фактуры, выявляет ее, чем обогащает живописную выразительность красочного слоя.
  6. Лессировка никогда не должна прожухать. Поэтому перед лессировкой должна быть проведена межслойная обработка.

Состав лака для лессировки и его необходимые свойства.

Специфическое понятие лессировки отличается от любой жидкой краски, присутствием в ней специального лака, добавляемого в краску при лессировках, который повышает ее прозрачность и ее стабильность во времени. Лак для лессировки добавляет в масляную краску такое связующее, которое лишает ее возможности прожухать, это связующее не мигрирует и не мутнеет с точки зрения структуры. Это связующее — плотное масло. (Плотное масло (уплотненное масло) иногда называют «масляным лаком», так как оно придает живописи блеск, а его склеивающая прочность намного превышает смоляной лак (даммарный, мастичный и др.). – Ред.).

Плотное масло для лессировки.

Основное в лессировочной краске – это хорошо приготовленное, наименее желтеющее плотное масло. Им может быть ореховое, маковое, подсолнечное, и в худшем случае – льняное, как наиболее желтеющее. В плотное масло входят в различных пропорциях перечисленные выше добавки.
Необратимое, густое, менее желтеющее, лучше сохнущее – это полимеризованное масло, являющееся в данном случае лучшим связующим для лессировки. (Ред. – Для лессировки подходит любое плотное масло – оксидированное на воздухе и солнце или же — полимеризованное. Некоторые авторы отдают предпочтение полимеризованному маслу (Б. Сланский), а некоторые – оксидированному (М. Дёрнер)).
Чтобы ослабить в какой-то степени пожелтение от масла и сделать его менее заметным, лессировки выполняются в теплых тонах. (Ред. – Как бы тщательно не отбеливалось масло, оно все равно будет желтеть при высыхании и хранении, но в меньшей степени).
Для выполнения работы с лессировками мастерская должна быть идеально убрана от пыли.

Необратимость лессировки.

С технической точки зрения, лессировка не должна быть обратимой. Если мы наносим прозрачный слой краски с использованием даммарного лака (который является скипидарным лаком), то даже при большом количестве используемого масла (не уплотненного), лак сохраняет обратимость и может быть снят и при межслойной обработке и при реставрационной расчистке картины. Это означает, что лессировка уйдет, будет смыта. Поэтому лессировка должна быть необратимой, чтобы проводимая по ней последующая работа (покрытие ее покрывными лаками, реставрационная работа) не должна нанести ей ущерб. Необратимость же лессировке может дать только уплотненное масло.

Как минимизировать пожелтение лессировки.

Кроме того, лессировка не должна желтеть, но решить эту проблему практически невозможно, (хотя и со скидкой на качество масла), так как лессировка — это система, сильно насыщенная маслом, которого в краске больше, чем пигментов. Мы знаем, что ореховое масло желтеет меньше льняного, или новое пентаэфирное масло желтеет меньше орехового. Но пожелтение во всех случаях неизбежно и тут можно говорить лишь о его степени. (Ред. – Пентаэфирное масло, это подсолнечное масло, обработанное специальным промышленным способом, чтобы увеличить его прочность (то есть приблизить подсолнечное масло к прочности льняного)).

Как избежать текучести лессировки, ее способности мигрировать.

Мы знаем, что нанесенное на поверхность живописи масло начинает мигрировать, собираться вокруг соринок, кусочков пигментов и т.д. Поэтому необходимо применять в лессировках очень густое, полимеризованное масло в смесях со смолами, (то есть, с даммарным, мастичным и др. смоляными лаками. – Ред.). близкое по вязкости вазелину. Для этого вводят в него воск, стеарат алюминия, бентонит, аэросил. (Ред. – Имеется в виду любое плотное масло (оксидированное и полимеризованное).

Оптический и эстетический характер лессировки.

Теперь об оптическом и эстетическом характере лессировки. Лессировка — это как бы эмаль, нанесенная на чеканку. То есть мы готовим фактуру и живописную форму, несколько ослабляя ее цветовое решение, делая как бы подмалевок, в котором присутствует пластика, валер, цвет в той или иной мере. Лессировка, проходя по верх нее, заполняет ее впадины, и как бы подчеркивает выразительность этой фактуры. Подмалевок подготавливает форму и пластику фактуры, по которому после его просушки работает художник, насыщая эту форму и пластику прозрачным и глубоким цветом с помощью лессировки, которая неравномерно распределяется по фактуре, и начинает работать, обогащая эту поверхность.

В итоге, мы получаем фактуру, выраженную не отдельными мазками, а созданную специальным техническим приемом. Кроме того, система наложения некоторых цветов имеет сложную структуру: некоторые детали зеленого цвета получали наложением желтого на синий подготовок, так как не было прочных зеленых красок (не во всех красках была прочность, позволяющая смешения).

Требования к лессировке.

Итак, к лессировке предъявляются следующие требования:

  1. Она не должна жухнуть, так как в противном случае она превратится в грязь.
  2. Она не должна мутнеть. Лессировка должна сохранять свою структуру, прозрачность и плотность слоя.
  3. Лаком для лессировки должно быть уплотненное жирное высыхающее масло — оптически стойкое, противостоящее опасности быть смытой (например, при межслойной обработке), с некоторым количеством смолы, которая повышает ее стабильность и прозрачность.

Лак для лессировки может разжижаться для работы в тонком слое. Лессировку можно наносить пальцем, растирать ладонью, перемещая как пасту.

Чтобы образнее понять, чего мы добиваемся от лака для лессировки, мы должны представить себе, что по консистенции лессировка должна быть подобна масляной краске, которая ложится таким фактурным мазком, какой мы хотим ей придать, а не как масло или малярная краска, которая стекает. В этом суть структурных добавок в лак для лессировки. В этом случае она не будет стекать, собираться вокруг каких-то фактурных образований, и мы сможем получать необходимую толщину и форму слоя.

Таким образом, сильно густое масло, бальзамно-масляный сплав, структурные добавки бентонита или аэросила, дают возможность класть мазок так, как мы хотим, (чтобы он оставался в той форме, в той укладке, которая нам нужна: либо — гладкая, тонкая, либо — фактурная, неравномерная) и дает неизменность структуры и слоя.

Если мы делаем гризайль с фактурой: бело-черным, бело-серым, или белой краской с умбристо- зеленоватой краской – то есть, мы создаем образ, форму, фактуру, но вне цвета, (так как присутствует всего две, три краски), то далее, мы как акварелью раскрашиваем подготовок (как бы слоем жидкого стекла), придавая ему те цвета, какие хотим.

Когда мы работаем по бумаге акварелью, то мы создаем форму, цвет по пустой бумаге. А в лессировке уже есть и форма, и фактура. Таким образом, в масляно-смоляной системе лессировки мы наносим цвет на готовую форму.

Это упрощенное объяснение, но в практике живописи все сложнее. Не всегда делают гризайльный подмалевок. Он может быть бихромным или тепло-холодным, в ослабленных или в условных локальных цветах, и лессировка цветом его обогащает.

Если в подмалевке бихромное, тепло-холодное начало, то одна краска, один цвет (допустим красный или желтый) звучит на этой поверхности в каждом месте различно: в одном месте он ложится плотным слоем, дает интенсивное звучание, а в другом — ложится тончайшим слоем и дает другое звучание. Но локально лессировка не смотрится, так как на нее работают цветовые и тоновые компоненты нижнего слоя, дающие огромное разнообразие.

Особенно усложняется лессировка, после выхода художника на окончательное цветовое решение в корпусном, прозрачном и полупрозрачном слое. Что-то его может не устраивать, считаться им несовершенным, и тогда художник возвращается к подмалевку и опять проходит корпусными подготовками, того же характера, что были до лессировки, снова и снова возвращается к цвету, но не по всей картине, а лишь по отдельным местам. Получается спиралевидная система постоянного усложнения, где чередуются корпусные и прозрачные прописки.

Применим и метод, когда не обязательно просушивать подмалевочный слой. Художник как бы вносит прозрачные и полупрозрачные цвета по сырому подмалевку, полусмешивая их. Так писал Ренуар — как бы вплавляя цвет в корпусную прописку, слегка полусмешивая их, проходя мягкой кистью по не совсем просохшему или сырому корпусному слою. Это дает богатые, интересные структуры, которые живописно разнообразят прием.

 

Вконтакте есть группа о творчестве художника и педагога Михаила Девятова, где в формате PDF собраны его статьи и конспекты лекций М.М. Девятова, с иллюстрациями и примечаниями редактора. Составитель и редактор данных сборников Н.А. Беленькая. https://vk.com/club145101993

Отдельные тексты я скопировал к себе на сайт в качестве шпаргалки и полезной инофрмации.

М.М. Девятов — Межслойная обработка многослойной масляной живописи.

М.М. Девятов — Адгезия красочных слоев.

М.М. Девятов — Свойства лессировки. Лаки для лессировки. 

М.М. Девятов — Покрывные или защитные лаки.

М.М. Девятов — Эфирные (летучие) масла