Обзор разбавителей для масляной живописи (тройник, масло, лак,  скипидар, уайтспирит).

Обзорная статья о разбавителях для живописи маслом; как разные разбавители влияют на свойства красок.

Какие бывают разбавиители.
1. Масло растительное (обычно льяное масло, а также ореховое, маковое и др.) ;
2. Растворитель (уайтспирит, скипидар и их производные) ;
3. Лак (дамарный, пихтовый, ретушный и др) ;
4. Тройник (смесь из разных разбавителей).

Разные виды масел, лаков и растворителей, которые добавляют в масляную краску, — всё это разбавители. Из которых уайтспирит и скипидар мы назовём растворителями. Хотя такая формулировка не совсем точная.

Тройник

troynikСмесь из масла, лака и растворителя называется тройник. Большая часть всей масляной живописи написана на тройнике. В товарах для художников тройник продается в готовом виде. Его легко сделать самому. Можно и подмешивать к магазинному тройнику нужный разбавитель для определённой задачи.

Пропорция магазинного тройника примерно такая: 60% растворитель, 30% масло, 10% лак.
В краску можно добавлять любые из компонентов тройника (масло, лак, растворитель) в нужных пропорциях; для разных задач нужны разные пропорции. Рассмотрим, как каждый разбавитель влияет на свойства краски.

Масло

В тюбиках с краской изначально содержится минимальное количество масла. По мере добавления масла или другого разбавителя  краски становится более удобные для смешивания цветов и для нанесения на кисть. Масло замедляет высыхание. При избытке масла поверхность картины будет матовая, а не глянцевая, местами вжухлая. Для живописи подойдёт любое растительное масло.

Льяное рафинированное масло — самое популярное у художников. Время высыхания слоя краски на льяном масле от одного дня до недели; разные пигменты по разному влияют на скорость высыхания. Масло с годами желтеет. Чем меньше в краске масла — меньше пожелтение. На тëмно коричневых фрагментах картины пожелтение будет не заметно. На светлых фрагментах и на красках холодного спектра пожелтение уже критично.

Подсолнечное масло похоже по свойствам на льяное, чуть больше темнеет и желтеет, чем льяное. Впрочем, для учебных работ сойдëт и подсолнечное масло.

Ореховое и маковое масло — эти сохнут в два раза дольше, чем льяное и меньше желтеют при высыхании.

Уплотненное льяное масло (stand oil) по сравнению с обычным льяным маслом более густое. Уплотненное масло от фирмы  Winsor newton густое и тягучее, как мёд.

Растворитель (уайтспирит, скипидар)

  Растворитель разжижает краску, ускоряет высыхание. По мере высыхания растворитель улетучивается. При избытке в краске растворителя поверхность картины становится матовая, толстый слой краски менее прочно держится на поверхности.
Чисто на растворителе обычно пишут подмалëвок.

Растворитель понадобится и для быстрого отмывания кистей от краски в процессе работы (после работы кисти моют с мылом, а не растворителем).

В качестве растворителя для живописи бывают две субстанции: уайтспирит и скипидар. Они похожи по свойствам.  Уайтспирит, высыхая, испаряется полностью. Скипидар оставляет масляный след.

Уайтспирит — делают его из нефти; что-то наподобие керосина или бензина. В товарах для художников продается слабопахнущий, хорошо очищенный уайтспирит.

В интернете прочитал: рекомендуют в качестве дешевого и качественного растворителя Tikkurila lakka bensini 1050 или шведский лак нафта — продаются в хозяйственных магазинах.

Скипидар — маслянистая жидкость, делают из смолы хвойных деревьев. Пахнет по разному, в зависимости от породы дерева и от качества продукта. Пинен — высокоочищеный скипидар для живописи, имеет приятный, хотя и ядрёный сосновый запах.

Как пишут в интернете: отсутствие запаха у очищеных скипидаров и уайтспиритов не делает их менее токсичными.

Лак

Лак (дамарный) придаёт краске вязкость во время письма. После высыхания лак придаёт блеск и предотвращает вжухание.

Лак ускоряет высыхание. Если писать масляными красками на одном только лаке или добавить слишком много лака — краска очень быстро затвердевает, продолжая при этом  сохнуть. Уже через час краска загустеет так, что станет невозможно смешивать нижний слой краски с новым слоем.

Ещё лаком (акрилфисташковым) лакируют картину после окончательного высыхания краски. В результате лакировки вжухлые фрагменты восстанавливаются только частично; проблему вжухания нужно решать заранее с учётом характера грунта и состава всех разбавителей, которые Вы намешали в краску.

Лак дамарный предназначен для добавления в краску. Не совсем подходит для финишной лакировки картины, т.к. со временем желтеет.

Лак ретушный  обеспечивает сцепление нового слоя краски поверх засохшего нижнего слоя.

Лак акрил-фисташковый для лакировки картины после полного высыхания краски (полное высыхание — полтора года). Этот лак не желтеет. Для письма он не подходит, т.к. плохо смешивается с краской. Только для лакировки картины.

 * * *

Заметки по теории и технике живописи и рисунка

Поделиться ссылкой
Call Now Button