Обзор разбавителей для масляной живописи

Разбавители  — связующие вещества в составе компонентов краски. Разбавители смешивают с пигментом для придания краске нужных свойств (для вязкости, для пластичности, для высыхания и тп).

Какие бывают разбавиители в масляной живописи:
• Масло растительное (обычно льяное масло, а также ореховое, маковое и др.) ;
• Уайтспирит, скипидар, пинен;
• Лак (дамарный, пихтовый, ретушный и др) ;
• Тройник (смесь из разных разбавителей).

 

Масло.

В тюбиках с краской изначально содержится минимальное количество масла. По мере добавления масла или другого разбавителя  краски становится более удобные для смешивания цветов и для нанесения на кисть. Масло замедляет высыхание. При избытке масла поверхность картины будет матовая, а не глянцевая, местами вжухлая. Для живописи подойдёт любое растительное масло.

Льяное рафинированное масло — самое популярное у художников. Время высыхания слоя краски на льяном масле от одного дня до недели; разные пигменты по разному влияют на скорость высыхания. Масло с годами желтеет. Чем меньше в краске масла — меньше пожелтение. На тëмнокоричневых фрагментах картины пожелтение будет не заметно. На светлых фрагментах и на красках холодного спектра пожелтение уже критично.

Подсолнечное рафинированное масло похоже по свойствам на льяное, чуть больше темнеет и желтеет, чем льяное и чуть дольше сохнет. Впрочем, свойства л/м будут зависеть от технологии производства. Л/м вполне можно применять для учебных работ.

Ореховое и маковое масло — эти сохнут в два раза дольше, чем льяное и меньше желтеют при высыхании.

Уплотненное льяное масло (stand oil) по сравнению с обычным льяным маслом более густое. Уплотненное масло от фирмы  Winsor newton густое и тягучее, как мёд.

 

Уайтспирит, скипидар, пинен.

Уайтспирит и скипидар похожи по свойствам. Они разжижают краску, ускоряют высыхание. Сохнут быстро, по мере высыхания улетучиваются, образуя сильный запах. При избытке уайтспирита/скипидара поверхность картины становится матовая, толстый слой краски менее прочно держится на поверхности. На уайтспирите/скипидаре обычно пишут подмалëвок.

Уайтспирит или скипидар понадобится для быстрого отмывания кистей от краски в процессе работы (после работы кисти моют с мылом, а не разбавителем).

Уайтспирит делают из нефти; что-то наподобие керосина или бензина. Уайтспирит, высыхая, испаряется полностью. В товарах для художников продается слабопахнущий, хорошо очищенный уайтспирит.

Скипидар — маслянистая жидкость, делают из смолы хвойных деревьев. Пахнет по разному, в зависимости от породы дерева и от качества продукта. Скипидар после высыхания оставляет масляный след.

Пинен — высокоочищеный скипидар для живописи, имеет приятный, хотя и ядрёный, сосновый запах.

Инфо на заметку:
* Художники рекомендуют в качестве дешевого и качественного уайтспирита Tikkurila lakka bensini 1050 или шведский лак нафта — продаются в хозяйственных магазинах.
* Пишут, что отсутствие запаха у очищенных скипидаров и уайтспиритов не делает их менее токсичными — так ли это?

 

Лак.

Разные виды лаков имеют разное назначение.

Лак дамарный предназначен для добавления в краску, придаёт краске вязкость во время письма. Не совсем подходит для финишной лакировки картины, т.к. со временем желтеет. Ускоряет высыхание краски. Если писать масляными красками на одном только лаке или добавить слишком много лака — краска очень быстро затвердевает, продолжая при этом  сохнуть, уже через час краска загустеет так, что станет невозможно смешивать нижний слой краски с новым слоем. После высыхания краски дамарный лак придаёт блеск и предотвращает вжухание.

Лак ретушный — для многослойной многосеансной живописи. Обеспечивает сцепление нового слоя краски поверх засохшего нижнего слоя.

Лак акрил-фисташковый для лакировки картины после полного высыхания краски (полное высыхание — полтора года). Этот лак не желтеет. Для письма он не подходит, т.к. плохо смешивается с краской. Только для лакировки картины. Лаком акрилфисташковым лакируют картину после окончательного высыхания краски. В результате лакировки вжухлые фрагменты восстанавливаются только частично; проблему вжухания нужно решать заранее с учётом характера грунта и состава всех разбавителей, которые Вы намешали в краску.

Тройник.

troynikСмесь из масла, лака и скипидара называется тройник. Большая часть всей масляной живописи написана на тройнике. В товарах для художников тройник продается в готовом виде. Пропорция магазинного тройника примерно такая  60% скипидар, 30% масло, 10% лак. В списке компонентов магазинного тройника содержится ещё четвёртый элемент: спирт изопропиловый (см. этикетку). Можно  подмешивать к магазинному тройнику нужный разбавитель для определённой задачи.
Тройник легко сделать самому, добавляя в краску разные разбавители в нужных пропорциях; для разных задач нужны разные пропорции.

 

З.Ы.
Растворитель и разбавитель это суть то же самое, но некоторые лингвисты находят смысловую разницу.  В данной статье я применил слово разбавитель, что соответствует этикеткам в товарах для художников. В хозяйственных товарах те же субстанции могут называться словом растворитель.

 * * *

Заметки по теории и технике живописи и рисунка

Поделиться ссылкой
Call Now Button+79175797555