Применение разбавителей в масляной живописи (масло, лак, скипидар, уайтспирит, тройник)

Разбавители  — это любые жидкости в составе краски. Разбавители добавляют в краску для придания нужных свойств (для вязкости, для блеска, для ускорения высыхания и тп).

Какие бывают разбавители в масляной живописи:

Масло растительное (льяное, ореховое, маковое и др.);

Уайтспирит, скипидар, пинен;

Лак (дамарный, пихтовый, ретушный и др) ;

Тройник (смесь из разных разбавителей).

 

Масло.

По мере добавления масла или другого разбавителя  краски становится более удобные для смешивания цветов и для нанесения на кисть. Масло замедляет высыхание. При избытке масла поверхность картины будет матовая, а не глянцевая, местами вжухлая. Для живописи подойдёт любое растительное масло.

Льяное рафинированное масло — самое популярное у художников. Время подсыхания краски на льяном масле от одного дня до недели; разные пигменты по разному влияют на скорость высыхания.

Масло, особенно избыток масла в краске, является причиной пожелтения картины с годами. На тëмно-коричневых фрагментах  пожелтение не заметно. Для светлых пожелтение уже критично. В тюбиках с краской изначально содержится минимальное количество масла. В современных российских красках («Мастеркласс» и др) масло в избытке, просто течёт из тюбика.

Уплотненное льяное масло (stand oil) по сравнению с обычным льяным маслом более густое. Уплотненное масло от фирмы  Winsor newton густое и тягучее, как мёд.

Подсолнечное рафинированное масло похоже по свойствам на льяное, чуть больше темнеет и желтеет, чем льяное и чуть дольше сохнет. Подсолнечное вполне можно применять для учебных работ.

Ореховое и маковое масло — эти сохнут в два раза дольше, чем льяное и меньше желтеют при высыхании.

 

Уайтспирит, скипидар, пинен.

Уайтспирит и скипидар похожи по свойствам. Они разжижают краску, ускоряют высыхание. Сохнут быстро, по мере высыхания улетучиваются, образуя сильный запах. При избытке уайтспирита/скипидара поверхность картины становится матовая, толстый слой краски менее прочно держится на поверхности. На уайтспирите/скипидаре обычно пишут подмалëвок. Уайтспирит или скипидар понадобятся и для быстрого отмывания кистей от краски в процессе работы (после работы кисти моют с мылом, а не разбавителем).

Уайтспирит делают из нефти; что-то наподобие керосина или бензина. Уайтспирит, высыхая, испаряется полностью. В товарах для художников продается слабопахнущий, хорошо очищенный уайтспирит.

Скипидар — маслянистая жидкость, делают из смолы хвойных деревьев. Пахнет по разному, в зависимости от породы дерева и от качества продукта. Скипидар после высыхания оставляет масляный след.

Пинен — высокоочищеный скипидар для живописи, имеет приятный, хотя и ядрёный, сосновый запах.

Инфо на заметку, в интернете прочитал, лично не проверял:

* Художники рекомендуют в качестве дешевого и качественного уайтспирита Tikkurila lakka bensini 1050  — продаётся в хозяйственных магазинах.
* Отсутствие запаха у очищенных скипидаров и уайтспиритов не делает их менее токсичными — так ли это?
* Скипидар нужно хранить в темноте и плотно закрытым, иначе он осмоляется (загустевает?) и желтеет.
* Пинен в отличие от скипидара не желтеет и не осмоляется.

 

Лак.

Разные виды лаков имеют разное назначение.

Лак дамарный — этот лак на все случаи, остальные лаки можно даже не покупать. Дамарный лак смешивают с краской, так и покрывают этим лаком картину после высыхания.  Лак придаёт краске вязкость во время письма. Ускоряет высыхание краски. После высыхания придаёт блеск, предотвращает вжухание. Большинство художников говорят, что дамарный лак не желтеет или почти не желтеет с годами. И в отличие от других лаков он растворяется разбавителем после высыхания, это плюс для реставрации и дописывания картины.

Лак ретушный — предназначен для межслойной обработки при многосеансной живописи. Обеспечивает сцепление нового слоя краски поверх засохшего нижнего слоя.

Лак акрил-фисташковый — предназначен для лакировки картины после полного высыхания краски (полное высыхание — год или  полтора года). Этот лак не желтеет. Для письма он не подходит, т.к. плохо смешивается с краской. Только для лакировки картин. В результате лакировки вжухлые фрагменты восстанавливаются только частично; проблему вжухания нужно решать заранее с учётом характера грунта и состава всех разбавителей, которые Вы намешали в краску.

 

Тройник.

troynikСмесь из трёх компонентов (масло, лак, скипидар) называется «тройник». Большая часть всей масляной живописи написана на тройнике или на двойнике (лак, скипидар). В товарах для художников тройник продается в готовом виде. Пропорция магазинного тройника примерно такая:  скипидар 60% , масло 30%, лак 10%. В списке компонентов магазинного тройника содержится ещё четвёртый элемент: спирт изопропиловый (см. этикетку). Можно  подмешивать к магазинному тройнику нужный разбавитель для определённой задачи. Ещё лучше самому  готовить смесь из масла, лака и скипидара; для разных задач нужны разные пропорции.

Художники, кто пишет современными российскими красками, учитывая избыток масла в этих красках, не добавляют масло в тройник; вместо тройника мешают двойник (дамарный лак плюс пинен) или добавляют масло по минимуму. 

P. S.
Растворитель и разбавитель это суть то же самое.  В данной статье я применил слово разбавитель, что соответствует этикеткам на бутылках, см фотки выше. В хозяйственных товарах те же жидкости могут называться словом растворитель.К разбавителям я отнёс и лаки. Масло, лак, скипидар, —  всё это жидкости, которыми разбавляют масляную краску. Хотя, лаком не только разбавляют краску, но и покрывают после высыхания.

 * * *

Заметки по теории и технике живописи и рисунка

Summary
Применение лаков, масел и других разбавителей в масляной живописи
Article Name
Применение лаков, масел и других разбавителей в масляной живописи
Description
Статья для художников любителей. Перечислены основные виды разбавителей и краткое описание их применения в живописи: Масло растительное (льяное, ореховое, маковое и др.); Уайтспирит, скипидар, пинен; Лак (дамарный, пихтовый, ретушный и др) ; Тройник (смесь из разных разбавителей).
Author