Вашему вниманию мой около научный авторский метод классификации цветовых оттенков, который называется цветовая модель СЧБ (Cпектральный, Чёрный, Белый). В основе метода очевидный факт: любой цветовой оттенок содержит определённый процент чистого спектрального цвета и еще сколько-то примеси  чёрного и сколько-то белого. Модель СЧБ определяет пропорциональное соотношение этих трёх компонентов  (спектральный, чёрный, белый). Данный метод подходит как для живописи, так и для компьютерного рисования.

Сравнительные характеристики моделей HSL и СЧБ. Все электронные цветовые модели предназначены для применения на электронных приборах и не вполне соответствуют человеческой логике. Одна из более-менее человеко-понятных  – это модель HSL. Однако, в HSL имеются такие характеристики цвета как Saturation (насыщенность) и  Lightness (светлота) — эти термины с точки зрения обычного некомпьютерного художника имеет мало практического смысла. Свойство цвета под названием «насыщенность» определяет процентное соотношение спектрального к сумме чёрного и белого. Свойство цвета под названием «светлота» определяют пропорцию белого по отношению к чёрному и спектральному. С точки зрения компьютера, у синего цвета будет такая же светлота,  как и у жёлтого, и такая же насыщенность. И что с того? Теперь забудем на минуту про насыщенность и светлоту что бы они нас не отвлекали. В модели СЧБ все, что нам нужно знать  это спектральный, чёрный и белый.

цветовая модель СЧБ
Так выглядит электронная палитра HSL в фотошопе онлайн. Пририсованные белые стрелки показывают, в каком направлении тянуть движок, что бы увеличить соответствующие параметры.

Визуализация модели СЧБ на электронной палитре HSL.  Цветовой модели СЧБ в компьютерных программах не существует, но её не трудно разглядеть на электронной палитре HSL. Посмотрите, как выглядит палитра HSL  в графическом редакторе фотошоп онлайн. Не обращая внимания на числовые показатели H и L (светлота  и насыщенность),  мы можем тянуть движок в нужную сторону и таким образом подмешивать к спектральному цвету нужное количество чёрного или белого. Спектральный оттенок мы выбираем при помощи другого движка на цветовом круге. В результате смешивания этих трёх компонентов (спектральный, чёрный и белый) в нужных пропорциях получаются любые зримые цветовые оттенки.

на реальной палитре всё не так симметрично как на электронной палитре

Модель СЧБ на реальной палитре. На палитре краски принято располагать не хаотично, а в определённом порядке. Типичная «классическая» палитра выглядит примерно так: по периметру палитры идут цвета спектра, как на цветовом круге. Ближе к центру палитры к спектральным постепенно подмешиваем белую краску (белило). Где нибудь отдельным блоком на палитре к спектральным подмешиваем чёрную краску или условно чёрную (оттенки тёмно-коричневого)… Смешивая разные спектральные оттенки с белилом или с чёрной краской мы получаем на палитре разнообразнейшие  цветовые градации и окунаем кисть в нужные цветовые оттенки. Вариаций цветовых гамм и цветовых блоков на палитре может быть множество, в конце концов, можно обойтись и без чёрной краски, но в данной статье мы рассматриваем только взаимодействие черного, белого  и спектрального.

Модель СЧБ на примерах некоторых красок. Классифицировать конкретный цвет в модели СЧБ можно в любой последовательности, от перемены слагаемых сумма не меняется (C+Ч+Б = Ч+С+Б). Учитывая что спектральных оттенков бывает очень много, логично начинать со спектрального. Первым делом отвечаем на вопрос, к какому спектральному оттенку относится наш цвет. Затем определяем на глаз пропорциональное  соотношение спектрального к чёрному.  И в последнюю очередь определяем степень отбеливания цвета.

Возьмём для примеру синий цвет, коричневый цвет, серый цвет и цвет «хаки», и посмотрим, как это выглядит  в параметрах модели СЧБ, заодно посмотрим разницу между цветом и краской:

Синий  это 100% спектральный цвет. Как и любой спектральный цвет, синий содержит ноль % чёрного и высветляется по мере добавления белого.

Коричневый содержит определённый процент оранжевого, определённый процент чёрного и теоретически ноль процентов белого. В зависимости от выбора оттенка оранжевого и от количества чёрного получится любой оттенок коричневого. При добавлении белого, коричневый высветляется в сторону кремовых оттенков. На практике художники обычно пользуются готовыми коричневыми красками из тюбиков (сиена, марс, умбра и др.). Это связано отчасти с экономией времени, а так же с химическими свойствами красок, которые мы в данной статье не рассматриваем. Но мы знаем, что аналогичные оттенки коричневого получаются при смешении оранжевого и чёрного.

Серый – в идеале содержит ноль % спектрального (или близко к нулю). Характерно, что на компьютере смешивая белый цвет с чёрным в пропорциях 50 на 50, получится нечто среднее между чёрным и белым. А если смешивать реальные краски из тюбиков, то достаточно будет 3% чёрной краски что бы всё перепачкать. Это связано с тем, что у разных красок разная красящая сила.

Хаки — содержит спектральный компонент в диапазоне от жёлтого до жёлто-зелёного плюс чёрный компонент. Оттенки цвета хаки часто встречаются в природе, особенно в природе севера. В живописи при смешивании красок для цвета хаки вместо жёлтой краски обычно используют охру светлую, как более светостойкую и лисеровочную, место чёрной краски можно брать близкие к чёрным оттенки тёмно-коричневого. Для разнообразия можно добавлять изумрудную зелёную и ещё много чего. При этом в уме мы держим теоретическую схему: жёлтый/жёлтозелёный + чёрный = хаки

СЧБ и другие свойства цвета. Подобно тому, как мы сравниваем оттенки по известным свойствам цвета (теплее, холоднее, темнее, светлее, ярче,  и тп), в модели СЧБ для сравнительной характеристики похожих оттенков мы говорим чернее,  белее  (или же чернее и белее одновременно), ближе к спектральному (спектральнее) или наоборот  тп. Какие цветовые модели, какие параметры цвета и в каких ситуациях более уместны – это уже на Ваш  вкус и цвет.

чёрный белый спектральный

***

Понравилась статья — сохранить ссылку можно по кнопке вашей социальной сети в правой колонке сайта

Summary
Cпектральный, Чёрный, Белый - цветовая модель для живописи
Article Name
Cпектральный, Чёрный, Белый - цветовая модель для живописи
Description
в качестве цветовой модели для живописи подходит модель СЧБ, это - метод классификации цветовых оттенков по принципу Cпектральный, Чёрный, Белый.
Author
Cпектральный, Чёрный, Белый — цветовая модель для живописи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *