Масло льняное №2 от Невской палитры называется «уплотненное», но таковым не является. Импортных плотных масел нет в продаже, но его можно сделать самому.


Как сделать самому уплотнённое и осветлённое масло для живописи

Фрагменты из сборника лекций В.Е. Макухина. Составитель Н. А. Беленькая. Курсивом выделены комментарии и разъяснения составителя данного сборника.

Сборник статей В.Е. Макухина https://vk.com/doc14964885_627199147?hash=7IOujWXJK8fgjDPXvBiG89wCINxJRB1d7FbFrnEJTTk&dl=dDvOqSYJK8jWz1xs2B2KCb2G9Jr3bLLdpSyuUje6Nzs

[…]

Что такое «плотное масло», знаете? Чем оно отличается от сырого масла? Оно гуще, это уже лак, масляный лак. Я вас научу его делать, это вам пригодиться уже, конечно, ближе к Эрмитажу, хотя в нашей живописи это тоже может быть. Продают «масло уплотненное №2», но это все фигня, за него дороже берут, но это масло еще целый год нужно выстаивать на солнышке, без крышки, чтобы оно уплотнилось. Купите плоские пластиковые кюветки прозрачные (ну, знаете, для творога, сметанки), купите маслице свежее (льняное, для художников), вылейте туда и поставьте на подоконник, можно бумажкой накрыть от пыли. И забудьте о нем на год. Оно сгуститься через год, вы пленочку уберете, перельете это густое масло в баночку и баночку закроете. Будете на нем и писать, на этом масляном лаке. Можно его разбавить скипидарчиком один к одному, и можно на этом писать, это так называемый «нормальный лак», Старики его называли «нормальный лак».

(Ред. – «Нормальным лаком» Старые мастера называли тройник или двойник, то есть разжижитель, которым разбавляли краски при работе. Двойник состоит из двух компонентов, тройник – из трех: это масло, лак и разбавитель).

Ред. – Плотное масло обычно приготавливается путем окисления простого масла кислородом воздуха на солнечном свету (оксидированное масло).

Существует еще и промышленный способ сгущения масла – полимеризация: масло нагревается без доступа воздуха. Но такое масло, выпускаемое в настоящее время промышленностью, часто бывает не эффективно, так как часто оно является недостаточно густым, то есть почти таким же жидким, как и обычное неуплотненное масло. Лучшее качество полимеризованного масла у старейших европейских фирм. Хорошего качества полимеризованное масло желтеет меньше всех других масел, так как при нагревании удаляются вещества, отвечающие за желтизну, но сохнет полимеризованное масло медленнее, чем оксидированное.

Плотные масла гораздо более стойкие и долговечные, чем обычное, неуплотненное масло. Они обладают значительно большей связующей силой, придают краскам блеск, быстрее высыхают, меньше желтеют, меньше сморщиваются. Все эти качества тем больше, чем больше степень сгущения масла.

Приготовление плотного оксидированного масла:

Лучше всего начинать сгущать масло на солнце и воздухе весной. (Сгущение масла не рекомендуется проводить на морозе, лучше делать это на подоконнике теплого помещения). Масло при сгущении темнеет, а солнечный свет его осветляет, и таким образом, сгущаясь на свету, масло получается более светлым. Сгущенное масло обладает большей склеивающей способностью, чем обычное масло и поэтому применяется для межслойной обработки. Так же за счет густоты, оно меньше уходит в грунт или в предыдущий сырой слой и поэтому краски остаются блестящими (меньше прожухают). Также такое масло более быстро и равномерно просыхает по глубине.

В живописи используют льняное масло, ореховое, подсолнечное и маковое. Наибольшей склеивающей силой обладает льняное масло, но оно же и имеет наиболее темный цвет, так как вещества, обеспечивающие склеивающую силу, придают маслу и цвет.

Подсолнечное масло – более светлое, но обладает и меньшей склеивающей силой и сохнет дольше льняного масла.

Ореховое масло менее желтеющее, чем льняное, но в России оно мало применяется, так как грецкие орехи в нашем климате почти не растут.

Маковое масло мало желтеющее, но очень непрочное. Для приготовления сгущенного масла для межслойных обработок его не используют.

Таким образом, в России применяется для приготовления сгущенного, оксидированного кислородом воздуха масла («масляного лака») – в основном только льняное масло и подсолнечное. Многие художники (например, А. А. Мыльников) предпочитают использовать подсолнечное масло, так как оно более светлое.

Опыты, проведенные, Н. А. Беленькой показали, что можно приготовить максимально светлое сгущенное масло. Для этого его нужно сначала осветлить на интенсивном солнце в закрытой прозрачной банке (лучше это делать в весенне-летний период, можно и в течение всего года). Если это осветленное масло снова поместить в темноту, то через несколько месяцев оно немного потемнеет, но все равно оно будет значительно светлее первоначального состояния. (Масло в темноте темнеет, а на свету вновь светлеет). После этого, на второй год можно сгущать осветленное масло на воздухе. Для этого нужно налить его в прозрачную плоскую посуду, слоем примерно 1,5 см. и выставить на солнце. Через 3 – 4 месяца появится пленочка. С этого момента масло можно считать сгустившимся. Чем больше сгущено масло, тем больше выражены его свойства – увеличивается склеивающая сила, блеск красок, более быстрым и равномерным по глубине становится просыхание (масло сохнет с поверхности). После того, как масло сгустилось до нужной степени, пленку снимают, а масло переливают в другую банку и плотно закрывают, чтобы остановить процесс окисления кислородом […]

 * * *

Подборка статей известных художников о технике масляной живописи