В ноябре 2012 в газетах пишут, что московские власти намерены применять европейские требования к уличным художникам. Лицензии и прочие справки на профпригодность уличным артистам будет выдавать некая авторитетная комиссия. По такому случаю, Вам предлагается небольшая заметка о том как “окультуривание” уличных художников происходило в Европе.
Славные 80е и 90е годы – то был период расцвета уличного творчества во всех его проявлениях от стрит-арта до уличного портретирования. Арбатским художникам рисовалось привольно, и не только на Арбате. В тёплое время года свободные художники, бывало, отправлялись в творческую командировку, кто в Крым, а кто в Европу. Многие гастролёры ехали даже не за деньгами (денег и в Москве хватало) а за романтикой. Порой художники возвращались домой в минусе, но всегда обогатившись впечатлениями от поездки и поднявшись на новую ступень творческого роста.
А нынче вот, старуш
у Европу подкосил экономический кризис, в больших городах наложен запрет на свободное рисование, так что арбатским художникам ехать на гастроли в Европу стало неинтересно. Дело в том что уже в 90е годы в некоторых европейских городах рисовать портреты на улице было запрещено: Кёльн, Мюнхен и многие др. В то же время оставались вольные европейские города, открытые для уличных художников. Рассмотрим этот феномен на примере Парижа и Барселоны. Во многом благодаря изобилию уличных артистов здесь развивалась туристическая индустрия. В былые годы разве можно русскому туристу побывать в Париже и не нарисоваться на Монмартре? А нарисовавшись на Монмартре, убедиться, что на Арбате таки лучше рисуют. И вот в середине 90х годов на Монмартре местечковые власти ввели какой то регламент для уличных художников. Тогда многие художники из парижской тусовки сменили маршрут из Парижа на Барселону. Пешеходная улица Рамбла в Барселоне для уличных артистов оставалась одним из последних заповедников на карте Европы, в связи с чем летом 98го в Барселоне наблюдалось невиданное доселе нашествие артистов со всех сторон света: Китай, Аргентина, Арбат – все тут. Кончилось тем что в 99м году и в Барселоне полиция принялась регистрировать уличных художников. Парадокс в том что отдельные местные художники активно добивались лицензирования в надежде защитить себя от конкуренции. В первую очередь лицензии достались местным художникам, что естественно. Но среди местных оказалось не так много желающих рисовать на улице. Массу лицензий выкупили вчерашние гастролёры, которые вовремя успели оформить вид на жительство.
Что же происходит, когда в городе уличные художники начинают рисовать по лицензии? Картина примерно такая: каждому артисту расчерчено по три метра на определённом участке асфальта, шаг влево, шаг в право – чужое место. Если на улице появляется «нелегальный» художник, то есть без лицензии, того и глядишь найдётся «коллега» который вызовет полицию на конкурента. После раздачи лицензий, в целом профессиональный уровень уличных художников не становится ни лучше, ни хуже. Но того свободного сообщества артистов, которое ранее находилось в постоянном движении, больше нет. Количество уличных артистов резко сокращается. Тем кто выкупил лицензию приходится невзирая на межсезонье и непогоду стоять на своей торговой точке и отрабатывать вложенные деньги.
Таким образом, в современной Европе общая тенденция такова что почти не осталось мест где можно рисовать свободно. Там где раньше было разрешено – теперь запрещено. В мегаполисах чиновники регламентируют уличных художников, чтобы те делились гонораром, рисовали в строго определённое время и в специально отведенной точке. В периферийных городах немного проще, но такой город ещё поискать надо. Если в маленьком городке адекватная администрация, то можно почти как в старые добрые времена рисовать свободно или хотя бы без лишних бюрократических препонов договориться (если знаешь язык) с местной администрацией о рисовании в парке, на пешеходной улице, на площади или на набережной.
перейти на главную mastersketch.ru