О технике сухая кисть.
Сухая кисть — это отдельная техника в изобразительном искусстве, когда масляная краска тонким слоем растирается по негрунтованной бумаге.
Не путать технику сухая кисть с приёмом сухая кисть тушью и акварелью. Сухой кистью обычно рисуют одним цветом: черной, чёрно-синей или темно-коричневой краской. И не путать сухую кисть с гризайлью (гризайль — живопись одним цветом).
Ни один серьёзный художник не выберет сухую кисть как технику для творческих работ, сухая кисть не признаётся в академических кругах, в картинных галереях нет портретов сухой кистью, в художественных школах и в ВУЗах нет курса сухой кисти — и это правильно.
Я рисую портреты на заказ и у меня был некоторый опыт работы сухой кистью. В настоящее время своим клиентам я предлагаю вместо портрета сухой кистью заказать, например, портрет карандашом или углём. И крайне не рекомендую технику сухая кисть для начинающих художников, кто обучается рисованию.
Обо всём по порядку:
Сухая кисть как эффектная техника для бульварных портретов.
О происхождении техники сухая кисть
Сухая кисть — эффектная техника для бульварных портретов.
Главная фишка сухой кисти в том, что ею удобно рисовать плавные тональные градации. Лица на портретах получаются гладкие, аккуратно раскрашены, что актуально для женских и детских портретов на заказ. С точки зрения массового зрителя портрет сухой кистью выглядит более эффектно, чем другие бюджетные техники (портрет карандашом, углём …).
В общем, в любой технике можно нарисовать по своему хороший портрет, даже сухой кистью. Но есть ньюанс: с точки зрения людей, знающих толк в рисунке, умело нарисованный портрет карандашом или углём это круче, чем умело нарисованный портрет сухой кистью.
Проблемы техники сухая кисть.
Рисунок карандашом или углём можно в процессе легко править и уточнять при помощи ластика. Масляную же краску с бумаги ластиком стереть можно только частично в диапазоне светлых полутонов и то, пока краска не засохла. Сухая кисть исключает импровизацию и свободную манеру рисунка. Сухой кистью рисуют осторожно, чтобы не наделать лишних теней, которые впоследствии нельзя высветлить. Поэтому, сухая кисть, хоть это и бульварная техника, но требует от художника высокого уровня ремесленных навыков.
Среди художников старшего поколения есть мастера сухой кисти — художники классической школы, с многолетней практикой, для которых портреты сухой кистью это возможность быстрого заработка в ситуации когда в стране картины не продаются и нету заказов на серьёзные портреты маслом по адекватной цене.
Сухая кисть это не масляная живопись, несмотря на то, что портрет пишется маслом. Ни, тем более не является графикой. В сухой кисти основной приём — сухая лессировка, дополнительный приём — короткий сухой мазок, и всё. Рассмотрим по отдельности какие приёмы есть в живописи и графике:
Мазок — нанесение краски одним взмахом кисти. К слову, мазок по-английски brushstroke, буквально удар кистью. Мазок — обязательный компонент в живописи. Даже в лессировочной живописи мазки сочетаются с лессировкой. В технике сухая кисть энергичный мазок отсутствует как таковой. На негрунтованой бумаге можно изобразить разве что короткий сухой мазок.
Лессировка — нанесение краски тонким слоем или в несколько слоёв. В живописи лессировка подразумевает сложное взаимодействие кроющих, полупрозрачных и прозрачных слоёв краски, разные пропорции разбавителя в краске и разные составы разбавителя (% масла, лака и скипидара). В сухой кисти всё просто: есть только один из множества способов лессировки: сухая лессировка, с минимальным количеством разбавителя, в качестве разбавителя машинное масло.
Выразительные средства графики: линия, штриховка, растушевка.
Линия — в идеале рисуется одним движением. Сухой кистью можно натереть линию. Однако, в других техниках линия нарисованная буквально одной линией выглядит более естественно и энергично.
Растушевка – растирание сухого пигмента после нанесения на поверхность. В сухой кисти пигмент сразу прилипает к бумаге и уже не растушевывается. Пока краска свежая, можно потереть салфеткой, чтоб немного смягчить и осветлить тон, но это не есть растушевка.
Штриховка – в технике сухая кисть штриховка отсутствует.
* * *
Резюмирую вышесказанное: Сухая кисть не ценится экспертами потому что уступает любой другой технике по разнообразию выразительных средств. Рисовать только одной сухой лессировкой это занятие слишком монотонное, чтоб претендовать на художественную ценность с точки зрения живописи и графики.
Сухую кисть можно отнести к народным художественным ремёслам, такие как пирография (выжигание по дереву). Точнее сказать, сухая кисть относится к более современным художественным промыслам, типа: песочное шоу (рисование песком), madonnary (рисование картин мелками на асфальте), спрей-арт (рисование картин баллончиками) …
О происхождении техники сухая кисть.
Известные европейские, в том числе российские художники сухой кистью не рисовали. Есть ошибочное мнение, что сухая кисть это древняя китайская техника. Ошибка в том, что речь идёт не о технике, а всего лишь приём «сухая кисть» в технике рисунка тушью.
Ещё известно, что во второй половине прошлого столетия советские художники в художественных комбинатах СССР писали сухой кистью портреты вождей, — лики членов политбюро натирали сажей газовой на негрунтованых(?) тканях, для экономии использовали бязь вместо льяного полотна. Возможно, эти художники и были предтечами сухой кисти.
Правы, очевидно, те, кто утверждает что сухую кисть придумали на Арбате в 80е годы (на первый взгляд, это то же самое что “джаз придумали в Одессе”). Хотя действительно, в 80е-90е годы городские портретисты (особенно в Москве) принялись за невиданную доселе портретную технику. Есть основание полагать что техника сухой кисти сама собой возникла где то в конце 80-ых и совершенствовалась в практических наработках художников.
Техника сухая кисть стала популярна во многом благодаря чёрно-синей масляной краске тиоиндиго чёрная, сделано в СССР. Особенность этой краски в том, что Тиоиндига черная прекрасно растирается по бумаге, но её уже давно сняли с производства. У некоторых художников до сих пор остались запасы. В наше время чёрную тиоиндигу можно купить в частных объявлениях, тюбик стоит как крыло самолёта.
В 90-е и нулевые был бум какой то на сухую кисть. Зрители тогда особо ценили в портретах фотографический эффект. Часто комплиментом для художника была фраза: «Ух-ты, нарисовано как фотография!» Действительно, эффект сухой кисти напоминает любительские фотки на дешёвую плёночную камеру, типа «Смена 8-М» с мыльным объективом. Сейчас, в эпоху когда фотопортрет хорошего качества можно сфотать обычным смартфоном, фотографический эффект в портретах кисти художника уже не так актуален. И сухая кисть имеет место как вариант техники для рисования бюджетных портретов на заказ.
* * *
Заметки по теории и технике живописи и рисунка