О технике сухая кисть.
Сухая кисть — это отдельная техника в изобразительном искусстве, когда масляная краска тонким слоем втирается по негрунтованной бумаге.
Не путать технику сухая кисть с приёмом сухая кисть тушью и акварелью. А также не путать сухую кисть с гризайлью (гризайль – живопись одним цветом). Сухая кисть не является в полном смысле ни живописью, ни графикой, а скорее относится к народным художественным ремёслам.
Сухая кисть популярна у художников, рисующих портреты на улице. Среди современных российских портретистов есть художники с многолетней практикой, которые виртуозно владеют этой техникой и для которых бюджетные портреты сухой кистью это возможность заработка в ситуации когда нету регулярных заказов на живописные портреты маслом по адекватной цене.
Ни один художник не выберет сухую кисть, как технику для творческих работ. Сухая кисть не признаётся в академических кругах. В картинных галереях нет портретов сухой кистью. В художественных школах и в ВУЗах нет курса сухой кисти. — На то есть причины.
Я сам иногда рисую портреты на заказ и у меня был некоторый опыт работы сухой кистью. В настоящее время своим клиентам предлагаю вместо портрета сухой кистью заказать, например, портрет карандашом или углём. И категорически не рекомендую технику сухая кисть для начинающих художников, кто обучается рисованию.
Обо всём по порядку:
Сухая кисть как эффектная техника для бульварных портретов.
Cухая кисть с точки зрения живописи и графики.
Почему в музеях нет картин сухой кистью?
О происхождении техники сухая кисть
Сухая кисть — эффектная техника для бульварных портретов
Главная фишка сухой кисти в том, что ею удобно рисовать плавные тональные градации. Лица на портретах получаются гладко раскрашены. Для массового зрителя это wow эффект. Да и с точки зрения шоу-перформанса эффектно выглядит процесс создания портрета, когда на улице художник рисует не карандашиком, не угольком, а настоящими кистями, – прям “картина маслом”.
Впрочем, в любой технике можно нарисовать по своему хороший портрет. С моей точки зрения умело нарисованный портрет карандашом или углём выглядит гораздо интересней, чем умело нарисованный портрет сухой кистью.
Сухая кисть с точки зрения живописи и графики
Сухую кисть можно отнести к художественным ремёслам, такие как пирография (выжигание по дереву), песочное шоу (рисование песком), madonnary (рисование картин мелками на асфальте), спрей-арт (рисование картин баллончиками). Во всяком случае это не совсем графика и точно не масляная живопись, несмотря на то, что портрет пишется маслом. В сухой кисти основной технический приём — сухая лессировка, дополнительный приём — короткий сухой мазок, и всё. А между тем, в живописи и графике есть множество способов нанесения пигмента на бумагу:
Живописный эффект делается мазками, лессировкой, растушевкой.
Мазок — нанесение краски одним взмахом кисти. К слову, мазок по-английски brushstroke, буквально удар кистью. Мазок – обязательный компонент в живописи. Даже в лессировочной живописи мазки сочетаются с лессировкой. В технике сухая кисть энергичный мазок отсутствует как таковой. На негрунтованой бумаге можно изобразить разве что короткий сухой мазок.
Лессировка — нанесение краски тонким прозрачным слоем. В живописи лессировка подразумевает сложное взаимодействие кроющих, полупрозрачных и прозрачных слоёв краски, разные и разные пропорции разбавителей (масло, лак, скипидар). По сути техника сухая кисть это и есть лессировка. Только, в технике сухая кисти возможет лишь один из разных способов лессировки: сухая лессировка, с минимальным количеством разбавителя, где в качестве разбавителя машинное масло. В живописи маслом сухая лессировка это дополнительный технический приём.
Растушевка – растирание сухого пигмента после нанесения на поверхность. В сухой кисти пигмент сразу прилипает к бумаге и уже не растушевывается. Пока краска свежая, можно потереть салфеткой, чтоб немного смягчить и осветлить тон, но это не есть растушевка.
Графический рисунок делается линиями, штриховкой.
Линия — в идеале рисуется одним движением. Сухой кистью можно натереть линию. Однако, в других техниках линия нарисованная буквально одной линией выглядит более естественно и энергично. Штриховка – в технике сухая кисть штриховка отсутствует.
Почему в музеях нет картин сухой кистью?
Из вышесказанного можно сделать вывод: Сухая кисть не ценится экспертами потому что уступает любой другой технике по разнообразию выразительных средств. В сухой кисти , однако, нет ни энергичных линий, ни мазка, ни штриха, — одна сухая лессировка. Рисунок, выполненный только одной сухой лессировкой выглядит не достаточно интересно, чтоб претендовать на художественную ценность с точки зрения живописи и графики.
О происхождении техники сухая кисть
Известные европейские, в том числе российские художники сухой кистью не рисовали. Есть ошибочное мнение, что сухая кисть это древняя китайская техника. Ошибка в том, что речь идёт не о технике, а всего лишь приём “сухая кисть” в технике рисунка тушью.
Ещё известно, что во второй половине прошлого столетия советские художники в художественных комбинатах СССР писали сухой кистью портреты вождей, — лики членов политбюро натирали сажей газовой на негрунтованых(?) тканях, для экономии использовали бязь вместо льняного полотна. Возможно, эти художники и были предтечами сухой кисти.
Правы, очевидно, те, кто утверждает что сухую кисть придумали на Арбате в 80е годы (на первый взгляд, это то же самое что “джаз придумали в Одессе”). Хотя действительно, в 80е-90е годы городские портретисты (особенно в Москве) принялись за невиданную доселе портретную технику. Есть основание полагать что техника сухой кисти сама собой возникла где то в конце 80-ых и совершенствовалась в практических наработках художников.
Техника сухая кисть стала популярна во многом благодаря чёрно-синей масляной краске тиоиндиго чёрная, сделано в СССР. Особенность этой краски в том, что Тиоиндига черная прекрасно растирается по бумаге, но её уже давно сняли с производства. У некоторых художников до сих пор остались запасы. В наше время чёрную тиоиндигу можно купить в частных объявлениях, тюбик стоит как крыло самолёта.
В 90-е и нулевые был бум какой то на сухую кисть. Зрители тогда особо ценили в портретах фотографический эффект. Часто комплиментом для художника была фраза: “Ух-ты, нарисовано как фотография!” Действительно, эффект сухой кисти напоминает любительские фотки на дешёвую плёночную камеру, типа “Смена 8-М” с мыльным объективом. Сейчас, в эпоху когда фотопортрет хорошего качества можно сфотать обычным смартфоном, фотографический эффект в портретах кисти художника уже не так актуален. И сухая кисть заняла свою нисшу как художественная техника для рисования бюджетных портретов на заказ.
* * *
Богдан Бывалый
Заметки о теории и технике живописи и рисунка