О технике сухая кисть.

Сухая кисть — это отдельная техника в изобразительном  искусстве, когда масляная краска тонким слоем втирается по негрунтованной бумаге.

Не путать технику сухая кисть с приёмом сухая кисть тушью и акварелью. А также не путать сухую кисть с гризайлью (гризайль – живопись одним цветом). Сухая кисть не является в полном смысле ни живописью, ни графикой, а скорее относится к народным художественным ремёслам.

Сухая кисть популярна у художников, рисующих портреты на улице.  Среди современных российских портретистов есть художники с многолетней практикой, которые виртуозно владеют этой техникой и для которых бюджетные портреты сухой кистью это возможность заработка в ситуации когда нету регулярных заказов на живописные портреты маслом по адекватной цене.

Ни один художник не выберет сухую кисть, как технику для творческих работ. Сухая кисть не признаётся в академических кругах. В картинных галереях нет портретов сухой кистью. В художественных школах и в ВУЗах  нет курса сухой кисти. — На то есть причины.

Я сам иногда рисую портреты на заказ и у меня был некоторый опыт работы сухой кистью. В настоящее время своим клиентам предлагаю вместо портрета сухой кистью заказать, например,  портрет карандашом или углём. И категорически не рекомендую технику сухая кисть для начинающих художников, кто обучается рисованию. 

Обо всём по порядку: 

Сухая кисть как эффектная техника для бульварных портретов.

Cухая кисть с точки зрения живописи и графики.

Почему в музеях нет картин сухой кистью?

О происхождении техники сухая кисть

 

Сухая кисть — эффектная техника для бульварных портретов

Главная фишка сухой кисти в том, что ею удобно рисовать плавные тональные градации. Лица на портретах получаются гладко раскрашены. Для массового зрителя это wow эффект. Да и с точки зрения шоу-перформанса эффектно выглядит процесс создания портрета, когда на улице художник рисует не карандашиком, не угольком, а настоящими кистями, –  прям “картина маслом”.

Впрочем, в любой технике можно нарисовать по своему хороший портрет. С моей точки зрения умело нарисованный портрет карандашом или углём выглядит гораздо интересней, чем умело нарисованный портрет сухой кистью.

Сухая кисть с точки зрения живописи и графики

Сухую кисть можно отнести к художественным ремёслам, такие как пирография (выжигание по дереву), песочное шоу (рисование песком), madonnary (рисование картин мелками на асфальте), спрей-арт (рисование картин баллончиками). Во всяком случае это не совсем графика и точно не масляная живопись, несмотря на то, что портрет пишется маслом. В сухой кисти основной технический приём — сухая лессировка,  дополнительный приём — короткий сухой мазок, и всё. А между тем, в живописи и графике есть множество способов нанесения пигмента на бумагу: 

Живописный эффект делается мазками, лессировкой, растушевкой.

Мазок — нанесение краски одним взмахом кисти. К слову, мазок по-английски brushstroke, буквально удар кистью. Мазок – обязательный компонент в живописи. Даже в лессировочной живописи мазки сочетаются с лессировкой. В технике сухая кисть энергичный мазок отсутствует как таковой. На негрунтованой бумаге можно изобразить разве что короткий сухой мазок.

Лессировка — нанесение краски тонким прозрачным слоем. В живописи лессировка подразумевает сложное взаимодействие кроющих, полупрозрачных и прозрачных слоёв краски, разные и разные пропорции разбавителей (масло, лак,  скипидар). По сути техника сухая кисть это и есть лессировка. Только, в технике сухая кисти возможет  лишь один из разных способов лессировки: сухая лессировка, с минимальным количеством разбавителя, где в качестве разбавителя машинное масло. В живописи маслом сухая лессировка это дополнительный технический приём.

Растушевка – растирание сухого пигмента после нанесения на поверхность. В сухой кисти пигмент сразу прилипает к бумаге и уже не растушевывается. Пока краска свежая, можно потереть салфеткой, чтоб немного смягчить и осветлить тон, но это не есть растушевка.

Графический рисунок делается линиями, штриховкой. 

Линия — в идеале рисуется одним движением.  Сухой кистью можно натереть линию. Однако, в других техниках линия нарисованная буквально одной линией выглядит более естественно и энергично. Штриховка – в технике сухая кисть штриховка отсутствует.

Почему в музеях нет картин сухой кистью?

Из вышесказанного можно сделать вывод: Сухая кисть не ценится экспертами потому что уступает любой другой технике по разнообразию выразительных средств. В сухой кисти , однако, нет ни энергичных линий, ни мазка, ни штриха, — одна сухая лессировка. Рисунок, выполненный только одной сухой лессировкой выглядит не достаточно интересно, чтоб претендовать на художественную ценность с точки зрения живописи и графики.

 

О происхождении техники сухая кисть

Известные европейские, в том числе российские художники сухой кистью не рисовали. Есть ошибочное мнение, что сухая кисть это древняя китайская техника. Ошибка в том, что речь идёт не о технике, а всего лишь приём “сухая кисть” в технике рисунка тушью.

Ещё известно, что во второй половине прошлого столетия советские художники в художественных комбинатах СССР писали сухой кистью портреты вождей, — лики членов политбюро натирали сажей газовой на негрунтованых(?) тканях, для экономии использовали бязь вместо льняного полотна. Возможно, эти художники и были предтечами сухой кисти. 

Правы, очевидно, те, кто  утверждает что сухую кисть придумали на Арбате в 80е годы (на первый взгляд, это то же самое что “джаз придумали в Одессе”). Хотя действительно, в 80е-90е годы городские портретисты (особенно в Москве) принялись за невиданную доселе портретную  технику. Есть основание полагать что техника сухой кисти сама собой возникла где то в конце 80-ых и совершенствовалась в практических наработках художников.

Техника сухая кисть стала популярна во многом благодаря чёрно-синей масляной краске тиоиндиго чёрная, сделано в СССР. Особенность этой краски в том, что Тиоиндига черная прекрасно растирается по бумаге, но её уже давно сняли с производства. У некоторых художников до сих пор остались запасы. В наше время чёрную тиоиндигу можно купить в частных объявлениях, тюбик стоит как крыло самолёта.

В 90-е и нулевые был бум какой то на сухую кисть. Зрители тогда особо ценили в портретах фотографический эффект. Часто комплиментом для художника была фраза: “Ух-ты, нарисовано как фотография!”  Действительно, эффект сухой кисти напоминает любительские фотки на дешёвую плёночную камеру, типа “Смена 8-М” с мыльным объективом. Сейчас, в эпоху когда фотопортрет хорошего качества можно сфотать обычным смартфоном, фотографический эффект в портретах кисти художника уже не так актуален. И сухая кисть заняла свою нисшу как художественная техника для рисования бюджетных портретов на заказ.

* * * 
Богдан Бывалый

Заметки о теории и технике живописи и рисунка