Вес в композиции. Чем его измерить?

Принято считать что вес измеряется в килограммах. Однако то, что мы видим на картине, это иллюзия веса. Художники, говоря «вес»,  подразумевают нечто другое. Вот одно из возможных определений:   DSC_782911 copy

Вес  в композиции — это то, как с учётом гравитации влияют на рисунок вместе взятые размер, форма, цвет, тон, направление движения и даже направление взгляда  изображаемых объектов. В зависимости от того,  насколько весомо выглядит тот или иной объект,  правая и левая половинка картины балансируют, как на весах.

Распространено мнение, что на картине должно всё быть уравновешено или же всё должно стремиться к равновесию.   Хотя я считаю, что на картине, да и по жизни, не обязательно, чтоб всё было по феншую. Иногда художник преднамеренно строит неуравновешенную композицию, если того требует творческий замысел. Кроме условного баланса левой и правой половины, картина ещё и в целом не должна быть перегружена. При построении композиции вес изображаемых объектов обязательно нужно учитывать.

Основные  факторы, которые влияют на вес в композиции:

Размер. Чем объект  больше — тем выглядит тяжелее, с этим всё понятно.

Тон.  Тяжелее выглядят более тёмные объекты. Легче выглядят светлые  объекты. В природе так часто бывает. Из двух объектов одинакового размера и формы тяжелее выглядит тот, что темнее. Возьмём для сравнения облако и тучу. Нетрудно догадаться что тёмная «свинцовая» туча выглядит тяжелее, чем белое и пушистое облачко.

Форма. Тяжелее смотрятся цельные по форме объекты. Легче смотрятся объекты раздробленные на частицы. По моим наблюдениям,  на вес ещё влияет и направление формы. Объекты широкие и массивные в нижней своей части выглядят тяжелее (гора, дом, пирамида). Соответственно объекты узкие в нижней части и широкие в верхней выглядят полегче (воздушный шар, цветок, танцующая балерина).

Направление движения. Перед движущимся объектом (например, паровоз) на картине художники обычно оставляет некоторое пространство, которое движущийся объект стремится заполнить собой, таким образом уравновесить композицию.

Направление взгляда (в портрете). Если на картине нарисован человек, который смотрит в определённую сторону, то в направлении взгляда художник обычно добавляет некоторое пространство. Мысль персонажа устремлена в направлении взгляда, а поскольку мысль материальна, то определённый вес перетекает в направлении взгляда, логично? Проанализируйте композицию портретов в профиль и обратите внимание как направление взгляда влияет на композицию.

Гравитация. Представьте что на картине мы видим человека в полный рост. Что бы нарисованный человек выглядел устойчиво и убедительно, фигура должна быть нарисована с учётом гравитационного центра. Собственно гравитация это и есть вес, то есть сила тяжести в прямом смысле.

Все вышеперечисленные факторы образуют информационную насыщенность картины или отдельных частей картины. Информационная насыщенность это и есть вес («весомая информация» ).

* * *

Для закрепления пройденного материала попробуйте решить математическую задачку с точки зрения художника: Что тяжелее, десять килограмм чугуна или десять килограмм ваты?

С точки зрения художника, пожалуй, 10 кг. чугуна потяжелее будет. Чугун с виду увесистый такой. Ведь на картине вес объектов измеряется чисто визуально; что выглядит тяжелее — то и будет тяжелее.

* * * 

Заметки по теории и технике живописи и рисунка

 * * *

Для художников-любителей видео на моём канале ютуб