Золотое сечение в рисунке и правило третей — как это применять

●  Определение золотого сечения
●  В чём суть золотого сечения в рисунке
●  Как в рисунке быстро  разделить отрезок по золотому сечению 
●  Правило третей

Золотое сечение, краткая справка.
Золотое сечение (золотая пропорция)  — так принято называть деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок  относится к большей части, как большая часть относится к меньшей. Другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. Короче говоря,  a : b = b : с  или  с : Ь = b : а

Чтоб стало совсем понятно, попробуем прибавить к одному отрезку другой отрезок, а к следующему прибавлять сумму двух предыдущих.   Если первый отрезок взять за единицу, то получается интересная последовательность чисел: 1+1=2; 2+1=3; 3+2=5; 5+3=8; 8+5=13; 13+8=21; 21+13=34 и тп.

golden-line

Продолжая до бесконечности прибавлять суммы отрезков мы постепенно приближаемся к пропорции золотого сечения. В этой последовательности отношение большего числа к меньшему выражается  иррациональным числом 1,6180339… Отношение меньшего к большему выражается числом 0,6180338…

В чём суть золотого сечения в рисунке:
Сила золотого сечения в том, что это самая асимметричная пропорция. Как говорится, ни два, ни полтора. В художественном рисунке есть известное правило:  следует избегать одинаковости. Например:

1 + 1 самая скучная пропорция

1 + 2  это лучше чем 1 + 1 , но всё равно просматривается одинаковость 1+1+1

3+2 такая пропорция уже ближе к золотому сечению

3 + 5 это очень близко к золотому сечению

Любые пропорции, где маленькая часть многократно меньше, чем большая,  хотя и далеки от золотого сечения, но вполне хороши сами по себе, ибо тут явно нет никакой одинаковости, например: 1+5, 1+6, 1+7, 1+8 и тп.

В этоху ренесанса золотое сечение называли божественной пропорцией. Во многих известных картинах композиционный центр находится примерно в точке золотого сечения, а во многих картинах и нет.

Парадокс в том, что если все пропорции в рисунке делить строго по золотому сечению, получится совокупность одинаковых пропорций — так не бывает в природе. Или, допустим, если взять десяток картин с явным композиционным центром по золотому сечению —  выставка картин с шаблонно-однотипным приёмом композиции.

Золотое сечение — это хорошо, но не  бывает универсальной пропорций на все случаи. В рисунке избегаем однообразия, стремимся к многообразию.

критика-золотого-сечения
Галилей перед Инквизицией (картина Кристиано Банти, 1857). Так могла бы выглядеть и дискуссия о золотом сечении.

Как  быстро разделить отрезок в пропорциях золотого сечения.
Допустим, Вы находитесь в полевых условиях,  рисуете морской пейзаж. Вам захотелось линией горизонта разделить холст на небо и море в соответствии с пропорцией золотого сечения, возиться с калькулятором некогда. Делаем так: отрезок делим на восемь равных частей, после чего делаем разметку в отношении 5:3 или наоборот 3:5. В результате такого элементарного деления   получается не совсем золотое сечение, но пропорция очень  близкая к оному.zolotoe-sechenie-otrezok 2

Правило третей
Все слышали про так называемое «правило третей». На самом деле это никакое не правило, а всего лишь сетка координат на экране смартфона; для удобства построения композиции кадра экран по вертикали и горизонтали разделен линиями на три части. Очевидно, что называемое правило третей противоречит правилу золотого сечения. Зато по такой сетке удобно ориентироваться, сразу видно где середина экрана и в тоже время линии не перекрывают середину, как-бы не мешают. Если от пересечения линий поставить точку чуть ближе к центру, то мы примерно попадаем в точку золотого сечения.

* * * 

Богдан Бывалый
Заметки по теории и технике живописи и рисунка

Summary
Золотое сечение в рисунке (занимательная теория)
Article Name
Золотое сечение в рисунке (занимательная теория)
Description
Интерес для самодеятельных художников представляет теория о пропорции золотого сечения. Речь идёт о том что деление отрезка, объекта или всей композиции в соответствии с этой пропорцией производит благоприятное впечатление на зрителя. 
Author