Подмалевок в живописи маслом
В многослойной живописи по классике последовательность нанесения слоёв краски такая:
Подмалевок — первый тонкий слой краски, подкладка под основной слой.
Пропись — основной слой, где более тщательно прописаны оттенки и детали;
Лессировка — финишные тонкие слои краски, применяются местами и не всегда.
Подмалёвки хорошо видны на картинах старых мастеров, если разглядывать их вблизи. Фото фрагментов известных картин прилагаю. Подробнее о том что такое подмалёвок и для чего он нужен читайте далее на странице ↓
Как видно на фотографиях выше, под верхним слоем краски находится цветная подкладка — это и есть подмалёвок. Благодаря подмалёвку при нанесении следующего слоя краски, который называется пропись, в промежутках между мазками белый холст уже закрашен нужным цветом. Обычно (но не всегда) по сравнению с прописью подмалёвок — более тонкий, более тёмный и более тёплый слой, лессировочнвая краска без белил или с добавлением минимального количества белил. В живописи старых мастеров часто встречаются коричневые подмалёвки. Под вечернее небо может быть серовато-розовый подмалевок Под ночное небо или грозовые тучи может быть и чёрно-синий.Литература.
Д.Киплик Техника живописи. Том III. Масляная живопись. Государственное издательство «Искусство», 1948 г. — отдельная глава называется ПОДМАЛЕВОК.
Б.Сланский «Техника живописи. Живописные материалы», издание Академии художеств CCCР, 1962 г. — в главе Подмалёвок тема расписана подробно: темперный подмалевок, масляный подмалевок, лессировочный подмалевок, подмалевок светлым по темному, цветной подмалевок …
Путаница в терминах подмалевок и пропись. Художники иногда называют пропись подмалёвком, а подмалёвок прописью. Привожу пример разночтения: В книге авторов Л.Фейнберг и Ю.Гренберг «Секреты живописи старых мастеров», издание 1989 г., глава под названием «Трехстадийный метод живописи», где с точностью до наоборот нижний слой краски назван прописью, а подмалёвком назван слой краски поверх прописи. |
Богдан Бывалый