Свойства цвета, такие как: спектр цвета, насыщенность, яркость.
Это вторая моя статья из цикла о теории цвета. Для этой статьи объяснение художественных терминов я взял из компьютерной цветовой модели HSB: посмотрим как это работает в рисовании красками на бумаге. Аббревиатура HSB означает:
Hue – Спектральный тон
Saturation – Насыщенность (самое сложное)
Brightness – Яркость.
Hue (цвет спектра)
— он же цветовой тон, иногда называют просто тон, он же спектральный цвет, он же спектральный состав, он же спектральный тон, он же хроматический цвет.
В разговорном английском его называют словом chroma. Цвет спектра определяет положение цвета на цветовом круге (красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый). Измеряется в градусах, от 0° до 360°.
Любой из цветовой оттенков, кроме серого, относится к определённому цветовому спектру. Например, охры и бежевые оттенки происходят из желтого сектора круга (желтый спектр). Коричневые относятся к оранжевому спектру. Оттенки цвета хаки относятся к желтовато-зелёному спектру.
* * *
Есть хороший способ, чтобы понять как взаимодействуют цветовой тон, насыщенность и яркость: в любой компьютерной рисовалке открыть окно выбора цвета и перемещая ползунок в разные стороны, обратить внимание, как меняется цвет и числовые значения разных параметров. Ниже скриншоты окошка color picker из Фотошопа.

Saturation (насыщенность)
— означает насколько цвет отличается от аналогичного по светлоте серого цвета. При смешении противоположных цветов насыщенность снижается.
Любой спектральный цвет имеет насыщенность 100% (правый верхний угол на зелёном квадрате). Если от сюда тянуть ползунок влево, спектральный свет осветляется до белого, при осветлении насыщенность уменьшается до нуля (левая верхняя точка на квадрате).
При постепенном затемнении спектрального (тянуть ползунок от правого верхнего угла вниз) зелёный цвет чернеет, но насыщенность остаëтся на той же отметке 100% (правая нижняя точка на зелёном квадрате). Чтобы понять, почему при уменьшении яркости насыщенность остаётся на той же отметке, можно представить “насыщенную” зелёную траву. При солнечном цвете трава будет светло-зелёной. В тени трава будет тёмно-зелёной, ночью даже чёрной. Локальный цвет травы всё равно остаётся зелёным.

Художники живописцы иногда смешивают противоположные краски, чтобы “погасить” чрезмерно насыщенный цвет. Например, к оранжевому подмешивают немного синего.
Лессировочные краски (акварель, масло) в толстом слое имеют свойство затемняться. Например, индийская желтая затемняется от до коричневого, голубая ФЦ затемняется почти до черного. Чисто теоретически можно представить, что не только голубая ФЦ, но и любая краска в толстом слое могла бы затемняться вплоть до чёрного, просто нету таких пигментов в природе. Но, на компьютере всё возможно.

Brightness (яркость)
— определяет количество спектрального цвета по отношению к чёрному, но без учёта примеси белого.
Чем меньше примеси чёрного, тем выше яркость. Говоря о яркости, речь обычно идёт о количестве излучаемого цвета, например “солнце светит ярко”, лампочка светит ярко”, или “увеличить яркость монитора”. Строго говоря, светлота и яркость это не совсем одно и тоже.

В разговорной речи художники часто путают понятия “яркость” и насыщенность”. Как видно на следующей палитре, у всех спектральных цветов яркость 100% ; синий цвет такой же яркий как желтый, красный, зелёный и даже белый. Вся градация от спектральных цветов до белого имеет одинаковую яркость.

P/S
Ещё есть такое свойство цвета как Светлота (Lightness). По идее речь идёт о светлых и тёмных оттенках; чем тёмные отличаются от светлых — объяснять не нужно — вроде всё интуитивно понятно.
* * *
Богдан Бывалый
Заметки по теории и технике живописи и рисунка
