Фрагменты из pdf-публикаций М.М. Девятова по технологии живописи. Источник: группа Вконтакте — Михаил Девятов, художник, технолог, профессор


М.М. Девятов

Межслойная обработка многослойной масляной живописи

Необходимость межслойной обработки

Необходимость межслойной обработки живописи, принцип которой существовал до конца ХIХ века, есть обязательный естественный процесс, рассматриваемый в комплексе многих профессиональных задач.

Новые приемы и задачи живописи, не столько технологического, сколько эстетического характера, пришли в практику с импрессионизмом, когда распалась система технических приемов старой школы, которые были неотъемлемой частью образования. Эти приемы вышли из употребления, в то время как новая эстетическая программа не выработала для себя соответствующей ей технологии. Принцип, который будет много раз повторяться, заключается в том, что сначала художники занимают определенную эстетическую позицию, а затем начинают вырабатывать под нее технологическую систему, а не наоборот. Художественная идея всегда идет впереди, и лишь затем появляются определенные технологические решения, вырабатываемые художниками в практической работе.

Необходимо рассмотреть межслойную обработку как систему, всегда существующую в технологии живописи с XIV века до конца академической школы.

Что включала в себя эта система? Первой стадией межслойной обработки была физическая или химическая подготовка поверхности предшествующего красочного слоя, просохшего, в той или иной степени. Нужно отметить очевидное явление, что просохший красочный слой не принимает масла как основу связующего красок и даже не смачивается им, в чем легко убедиться, попытавшись нанести чистое масло на его поверхность. Масло будет скатываться. Поэтому первое, что нужно добиться — это подготовить поверхность к нанесению масляной краски.

Механическая обработка.

На первых этапах работы чаще использовалась механическая обработка, включающая в себя проскабливание, прошкуривание поверхности сухого красочного слоя, удаление излишней фактуры. Использование наждачной шкурки, лезвия возможно лишь при гладкой поверхности слоя.

При высоко выраженной фактуре, которую художник хочет сохранить, старые мастера использовали мягкий тампон с порошком пемзы, смоченный скипидаром или водой в зависимости от степени просыхания красочного слоя. Этот прием позволял механически обработать углубления между фактурными наслоениями, что облагораживало фактуру и подготавливало поверхность для использования межслойного лака.

Химическая обработка.

Химическая обработка включает использование активных растворителей спиртовой группы в смеси со скипидарами (терпентиновыми маслами) или другими растворителями.

Подобная обработка уместна на более поздних стадиях работы, где обработка механическая может нанести вред изображению.

Химическая обработка дает некоторое размягчение, разрыхление и частичное обезжиривание подсохшей пленки красочного слоя. Во всех случаях она надежно обеспечивает легкую смачиваемость поверхности для использования межслойного лака. С нашей точки зрения, основой межслойного лака являются уплотненные (оксидированные или полимеризованные) жирные высыхающие масла: льняное, ореховое и этерифицированное подсолнечное (пентамасло). Эффективность их использования прямо зависит от степени их плотности, сгущенности. (Ред. – Плотные масла бывают двух видов: оксидированные и полимеризованные.

Оксидированные масла, это масла, сгущенные на воздухе и солнце. Полимеризованные масла готовятся промышленным способом с помощью нагревания без доступа воздуха.

Полимеризованные масла долго сохнут, поэтому их можно применять только в последнем или в единственном слое живописи. Также полимеризованные масла почти не желтеют (у хороших производителей). Если писать по недостаточно просохшему слою, то это приведет к прожуханиям, потемнению и растрескиванию живописи).

В составе масла могут быть частично использованы и смолы (мастикс, даммара, кадровый бальзам и др.), но не более 1/3 объема. Кроме того, для удобства нанесения межслойный лак мо- жет быть разжижен скипидарами (терпентиновыми маслами), что связано с удобством его нанесения в зависимости от стадии работы. (Ред. — Пинен является видом скипидара (терпентинового масла) и происходит из смолы хвойных деревьев. Так как это натуральный продукт, он подвержен окислению кислородом воздуха и порче. Испорченный скипидар фатально портит живопись. Поэтому хранить скипидар (или пинен) необходимо в плотно закрытом флаконе и так, чтобы в емкости не было воздуха, то есть, необходимо доливать пинен до крышки. Работать на осмолившемся пинене нельзя, так как он превращается в смолистую жидкость, которая никогда не высыхает.

Картина, написанная на таком пинене, не высыхает, и при жаркой погоде может просто стекать, как смола с дерева. Реставрации такая вещь не подлежит.

Поскольку пинен может осмолиться и без видимых признаков, его нужно перед работой проверять. Для этого его достаточно капнуть на чистую белую бумагу. Когда пинен испарится, то бумага должна остаться такой же белой. Если же появляется ореол, то это значит, что пинен осмолился.

Скипидарные лаки (даммарный, мастичный, пихтовый и др.) состоят из смол деревьев, растворенных в скипидаре (пинене), поэтому эти лаки тоже портятся и хранить их необходимо так же, как и пинен (то есть, долитыми до крышки, так чтобы не было воздуха). Искусственные смолы в лаке тоже могут быть растворены скипидаром (пиненом), например, акрил-стирольный лак имеет в своем составе скипидар. Поэтому такие лаки также подвержены порче.

Другой популярный разбавитель – уайт-спирит (разбавитель №2) не портится, так как он является искусственным продуктом, получаемым из нефти. Однако разбавлять им натуральные смоляные (скипидарные) лаки нельзя, так как они не совместимы, и смола может выпадать в осадок. Этим разбавителем можно разбавлять масла, например, плотное масло.

Для того, чтобы проверить скипидарный лак, его необходимо капнуть на стекло. В среднем, свежий лак высыхает «от пыли» через 4 часа и через 24 часов он должен полностью отвердеть. Если же лак не затвердевает – значит, он уже испортился и такой лак использовать нельзя, так как он никогда не высохнет и будет еще больше размягчаться при повышении температуры.

Так же и межслойный лак, в составе которого есть пинен или любой скипидарный лак — долго не хранится. Поэтому через 2 месяца его рекомендуется выбрасывать. В противном случае, живопись, написанная по испортившемуся межслойному лаку, образует так называемый «плывун», разрывы слоя живописи. (См. лекции М. М. Девятова)).

В случае хорошего просыхания поверхности, наряду с механической обработкой возможно нанесение межслойного лака губкой или тампоном, обернутым капроновой тканью во избежание налипания посторонних волокон. Можно межслойный лак наносить флейцем или кистью и равномерно распределить его ладонью, с обязательным удалением излишков лака через некоторое время. (Излишки межслойного лака могут привести впоследствии к пожелтению живописи, так как в нем присутствует масло. Поэтому нанеся межслойный лак, ему надо дать некоторое время для того, чтобы он впитался (минут 15), и затем обязательно убрать излишки. – Ред.).

При недостаточном просыхании красочного слоя, обработка химическими или механическими способами будет затруднена, так как будет опасность смазывания или растворения участков непросохшей краски (особенно на поздних стадиях работы). В этом случае рекомендуется использовать сильно разжиженный скипидаром лак (1:6 или 1:10), чтобы он легко распылялся обычным пульверизатором. Это очень удобный и практичный способ  обработки, так как он ограничивает излишнее насыщение слоя межслойным лаком после испарения скипидара. Однако необходима аккуратность и чувство меры при нанесении лака, иначе его излишки могут потечь по картине при вертикальном ее положении, что недопустимо.

Мы знаем, что картина в процессе работы в каких-то местах может иметь прожухания или блестеть и не давать цельного зрительного ощущения, оптического восприятия структуры живописного слоя, что необходимо для продолжения работы. Есть такое понятие «освежить поверхность живописи», создать видимость того, что она как будто сырая, привести ее в единство оптического восприятия, что позволит видеть, что делать с нею дальше. Для этого ее нужно обработать межслойным лаком, убрав при этом все его излишки.

  «Ложе для живописи». Мягкий и жесткий отлип.

Подготовка «ложа для живописи». Технологически это означает создание (с помощью межслойного лака) мягкого отлипа (только с маслом) или жесткого отлипа (с участием смол), дающего краске возможность ложиться на высохший красочный слой оптически и механически как бы «по сырому». Если этого не будет, то краска оптически не войдет в красочный слой и не даст мягких валерных касаний или эстетического соединения с нижним красочным слоем. (Ред. – Склеивающим свойством (отлипом) обладает только плотное масло, неуплотненное масло такими склеивающими свойствами не обладает и в межслойной обработке бесполезно. Лаки некоторые художники используют как самостоятельное средство межслойной склеивающей обработки, но смолы — вещества значительно менее стойкие и долговечные, чем плотное масло. Акриловая синтетическая смола (акрил-стирольный лак) более эластична, стойка и долговечна чем лаки на натуральных смолах (пленка акрил-стирольного лака не пропускает масло, а пленки натуральных лаков (даммарного, мастичного) пропускают)).

Мягкий отлип применяется при необходимости долгой работы по сырому (хотя бы в течение дня), для плавности мазка, мягкой валерности, легкой естественной разносимости. При этом используются как корпусные, так и прозрачные (лессировочные) красочные слои.

Для получения мягкого отлипа в основе системы межслойного лака должны присутствовать компоненты только масляного характера. (Ред. – Чем плотнее масло, тем более сильный дает отлип (и тем больше связующая сила). Если нужны очень плавные мазки, то к плотному маслу можно добавить сырое (но совсем немного)).

Жесткий отлип применим при необходимости фактурно-выраженного, отрывистого мазка. В этом случае в систему межслойного лака добавляются компоненты смоляного характера, но не более чем на 1/3 объема масла. (То есть, в межслойный лак (состоящий в основном из уплотненного масла) добавляются смоляные лаки или бальзамы. К смоляным лакам относятся мастичный и даммарный лак. Бальзамные смолы более мягкие и они имеют более темный цвет, поэтому некоторые художники их не используют. К бальзамным лакам относятся пихтовый, кедровый лаки. – Ред.).

Таким образом, вторая цель межслойной обработки — это получение художником возможности продолжить или завершить те задачи, которые не были решены на первых стадиях.

Предотвращение потемнений и тональных провалов повторных прописок.

Существуют две причины этих изменений:

1. Уход части масла из системы «пигмент-масло» в нижний слой. Потеряв часть масла, краска обязательно темнеет. Это связано с изменением объемных соотношении связующего и пигмента, что влечет за собой изменение коэффициента преломления. Это означает, что нужно предотвратить уход масла, вызывающий изменение тона. Для предотвращения тональных провалов, мы в нижний слой заранее вносим межслойной обработкой то количество масла, которое он может взять из свежей краски — то есть то количество масла, которое может уйти из краски если нет межслойной обработки. Таким образом, мы даем этому слою напитаться маслом, чтобы он из нашей повторной прописки не брал ни капли масла, был бы насыщен. Этим мы максимально снижаем возможность потемнения или прожухания. (Ред. – Густое, плотное масло не только связывает (склеивает) слои и придает красочному слою большую прочность, но и придает краскам блеск. Прожухание происходит, если предыдущий слой недостаточно высох — он тогда начинает поглощать масло из нового слоя. Также работа по не до конца просохшему слою приводит к растрескиванию).

2. Необходимо сказать, что при разжижении краски летучими растворителями (скипидар) мы добавляем в краску яркость, светосилу, а затем настолько же теряем тон в красочном слое, после испарения разбавителя. Поэтому не рекомендуется разжижать краску, если хотим сохранить ее тон, что особенно важно на завершающих стадиях работы.

Создание адгезии между, слоями краски.

Межслойная обработка обеспечивает надежную адгезию между слоями даже при пастозном нанесении красочных слоев в многослойной живописи, в том числе и при работе на масляных грунтах.

Эффективность адгезии зависит в большой степени от плотности используемых жирных высыхающих масел. Многолетние опыты Лаборатории техники живописи института им. И. Е. Репина подтвердили, что сами по себе современные фабричные масляные краски без межслойной обработки не обеспечивают надежной адгезии между слоями, что было признано и специалистами завода художественных красок. (Ред. — В настоящее время завод носит название Невская палитра. Старые мастера стирали краски на плотных маслах, с добавлением смол, поэтому их краски обладали зничительно лучшей адгезией, чем современные).

Какой должна быть структура межслойного лака, чтобы она выполняла функции межслойной обработки наиболее эффективно и удачно. Мы уже говорили, что обезжиривание может быть отдельным процессом, но может быть достигнуто и межслойным ретушным лаком, если в него введена активная спиртовая группа. Все ретушные лаки содержат спиртовую группу, которая обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Ретушный лак Санкт-Петербургского завода масляных красок содержит эту группу и обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Однако названный ретушный лак очень неудобен в работе: он слишком быстро сохнет, дает жесткий отлип, легко смывается естественными растворителями и лаками, не создает удобного ложа для живописи и не обеспечивает надежную адгезию, так как основой его связующего является хрупкая даммарная смола.

Вместе с тем этот лак может быть эффективно использован как межслойный лак если в него внести 1/3 плотного жирного высыхающего масла. При этом из-за наличия спиртовой группы в лаке возможно его расслоение, поэтому при использовании его необходимо тщательно взбалтывать.

(Ред. — К жирным высыхающим маслам относятся льняное, ореховое, подсолнечное масло. Уплотняются эти масла полимеризацией или оксидацией. Полимеризация, это воздействие на масло высокой температурой без доступа воздуха. Оксидация, это уплотнение масла за счет его окисления кислородом воздуха под воздействием солнца. Полимеризуются масла промышленным способом. Однако оксидированное масло достаточно легко приготовить самим. Для этого его нужно налить слоем в 1,5 – 2 см. в прозрачную плоскую посуду и выставить на солнечное место, желательно весной. (Солнце является катализатором оксидаци и осветляет масло, так как при уплотнении оно темнеет). Через какое-то время (2 – 3 месяца) масло станет покрываться пленкой. Таким образом, можно приготовить масло разной степени уплотненности. (Чем больше уплотненность, тем выше клеящие способности масла). Обычно максимальной уплотненности масло достигает через год. Когда масло достигает нужной художнику уплотненности, то пленку с него снимают и переливают его в плотно закрытую емкость, так как процесс оксидации кислородом уже не нужен).

Много лучше ведет себя ретушный лак, предназначенный для той же цели и разработанный Ж.Вибером (фирмы Лефран Бурже). Он более мягкий, медленнее сохнет, что позволяет дольше использовать его по сырому, не смывается, улучшает адгезию. Это очень популярный и широко распространенный в мире лак, запатентованный фирмой. Есть еще один лак Ж. Вибера: «лак для живописи» — еще более удобный для применения, так как он сохнет дольше, позволяя дольше работать по сырому, хотя и не называется ретушным, выполняя те же функции.

В ряде стран есть подобного типа лаки, но мы мало о них знаем, так как они все запатентованы и практически к нам не поступают.

Рецепт межслойного лака М. М. Девятова:

1 часть – плотное (оксидированное на солнце) масло (подсолнечное, льняное или ореховое) – основной склеивающий компонент,

1 часть – спирт (улучшает смачивание поверхности, затем испаряется)

3 – 4 части скипидара (пинена) – разбавляет плотное масло до нужной степени, и затем испаряется. (Если межслойный лак наносится пульверизатором, то он больше разжижается, то есть берется 6 – 10 частей скипидара).

Возможно присутствие смоляного скипидарного лака (например, даммарного), если художнику нужен более жесткий отлип. Но лака не должно быть больше, чем 1/3 от объема плотного масла.

Хранится такой лак не более 2-х месяцев, так как скипидар и скипидарный лак в его составе быстро портятся (скипидар окисляется кислородом воздуха).

Уплотнение масла оксидированием: масло выливается в плоскую прозрачную посуду и выставляется на воздух и солнце, (желательно весной и летом). Через 2 – 3 месяца на масле начинает образовываться пленочка, что говорит о том, что масло становится густым. Чем дольше происходит оксидация, тем плотнее станивится масло, и тем больше усиливаются свойства плотного масла. По методу Н. Беленькой, чтобы получить наиболее светлое плотное масло, его перед оксидацией можно осветлить на солнце в прозрачной, закрытой бутылке. Уплотнение масла полимеризацией: масло нагревается без доступа воздуха, промышленным способом. Однако современное отечественное промышленное полимеризованое масло, имеющееся в продаже, часто совершенно не отвечает своему названию (оно не густое). Хорошее качество часто имеет полимеризованное масло старых европейских фирм, например Сенелье. Полимеризованное масло долго сохнет (почти как неуплотненное, «сырое» масло), поэтому применяется только в верхнем или в единственном слое живописи. (Живопись по не до конца просохшему слою приводит к прожуханиям, почернению и разрывам красочного слоя).

Основной компонент межслойного лака — наиболее плотное жирное высыхающее масло. Чем масло более полимеризованное или оксидированное, чем больше уплотнено — тем оно эффективнее работает. Такое масло много прочнее, эластичнее, дает при высыхании устойчивую пленку и меньше мигрирует (то есть уходит в систему нижнего и верхнего слоев). Тем самым подобное масло находясь в системе межслойного лака, надежнее обеспечивает адгезию — связь между слоями, так как превосходит своей прочностью связующее современных фабричных масляных красок, что подтверждается испытаниями на натяжение, изгиб и излом красочных слоев. Межслойная обработка одним лишь лаком (даммарным, мастичным) и различными бальзамами (кедровым, пихтовым, канадским) создают видимость хорошей липкости, но практика показывает, что эти лаки после высыхания становятся более хрупкими, чем сам эластичный слой масляной краски и при малейшей деформации деструктурируются и превращаются в порошок.

Нами была создана особая методика, которая строилась на моделях многослойной живописи, где после отбора участвовали краски, имеющие наименьшую степень адгезии. В них попали белила, умбра натуральная, кобальт зеленый светлый (в котором 90% белил). Таким образом, для испытаний было использовано самое слабое, но наиболее широко применяемое (белила) звено из всей палитры художественных красок. Добившись высокой адгезии в слабом звене, мы тем самым гарантированно решили проблему и для всей палитры наших художественных масляных красок.

Как же решались эти вопросы старыми мастерами, чья живопись в течение столетий не подвергалась такого типа разрушению, как потеря адгезии между красочными слоями? Приведем некоторые свидетельства мастеров того времени. В книге Э. Бергера «История развития техники масляной живописи» (изд. 1961 г.) есть ряд высказываний на эту тему. Так, современники Веласкеса: Паломино и Пачеко с тем, чтобы продолжить работу, нужное место обрабатывали пальцем, тампоном или губной, смоченными ореховым маслом. Далее, через некоторое время снимали излишки масла, не оставляя на поверхности масляной пленки, так как она могла в дальнейшем вызвать пожелтение красочного слоя в тех местах, которые обработаны маслом, но не покрыты повторными прописками. (Ред. – Имеется в виду плотное масло, так как старые мастера применяли плотные масла).

Исследователь, современник Рубенса и Ван Дейка — де Майерн писал: «Когда я впоследствии спросил у господина Лапир о применении этого лака, он мне сказал, что надо смешивать две части очень светлого орехового масла о одной частью янтарного лака и хорошо соединить их на очень медленном огне. Для того, чтобы ими пользоваться, надо слегка пройти очень мягкой губ- кой, намоченной в этом лаке, по подмалевку и немедленно писать сверху. Когда же работа высохнет, на ней можно писать в любое время, вновь протерев лаком». (Ред. – При нагревании масло уплотняется. Старые мастера применяли как оксидированное, так и полимеризованное плотные масла).

Л. Е. Фейнберг в книге «Лессировка и техника классической живописи» (1937г.), говоря о прочности классической живописи, где применение масляных и полу-масляных грунтов было нормой, указывал, что «наполовину ее прочность зависит от систематического употребления «нормального лака для живописи». Этот лак способствовал идеальному сцеплению краски с грунтом и красочных слоев между собой. Состав нормального для живописи лака — это жирное высыхающее масло, эфирные масла, смолы». (Ред. – Имеется в виду плотное масло, так как обычное, неуплотненное масло необходимой склеивающей силы не имеет).

Таким образом, регулярно применяемая межслойная обработка придает живописи массу эстетических возможностей, которые ничем нельзя заменить — это насыщенность, мягкость, глубина, смальтовидность, прозрачность — те категории, которые мы воспринимаем в высоком понимании классической масляной живописи.

Вопрос межслойной обработки живописи — самый важный с точки зрения культуры технологии эстетических ценностей, а также прочности произведений масляной живописи. В полной мере это применимо и к творчеству современных художников, исповедующих высокие идеалы искусства живописи.

Декабрь 2001 года.

 

Вконтакте есть группа о творчестве художника и педагога Михаила Девятова, где в формате PDF собраны его статьи и конспекты лекций М.М. Девятова, с иллюстрациями и примечаниями редактора. Составитель и редактор данных сборников Н.А. Беленькая. https://vk.com/club145101993

Отдельные тексты я скопировал к себе на сайт в качестве шпаргалки и полезной инофрмации.

М.М. Девятов — Межслойная обработка многослойной масляной живописи.

М.М. Девятов — Адгезия красочных слоев.

М.М. Девятов — Свойства лессировки. Лаки для лессировки. 

М.М. Девятов — Покрывные или защитные лаки.

М.М. Девятов — Эфирные (летучие) масла